Киевский патриархат: Статистика вместо духа и благодати - 09.11.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киевский патриархат: Статистика вместо духа и благодати

Читать в
ДзенTelegram
В течение последних месяцев представители Киевского патриархата активно и системно продвигают на различных уровнях информацию о том, что их церковь поддерживает большинство населения Украины

Параллельно с этим процессом время от времени в СМИ публикуются данные той или иной социологической службы, которые нацелены на подтверждение состоятельности слов спикеров т.н. УПЦ КП.

При этом данные называются разные. Впрочем, важно не их приблизительное совпадение, а повторяющаяся демонстрация того, что по многим показателям Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) уступает чуть ли не в несколько раз своим главным «оппонентам» — Киевскому патриархату.

Например, одно из исследований, которое получило серьезную огласку в СМИ, зафиксировало для УПЦ МП довольно мрачную картину.

Речь идет о февральском социологическом опросе, проведенном четырьмя компаниями: Центром социальных и маркетинговых исследований SOCIS, Социологической группой «Рейтинг», Центром Разумкова и КМИС. В нем приняло участие 25 000 граждан Украины.

Согласно результатам исследования, из тех, кто относит себя к православным верующим, 38% ассоциируют себя с т.н. УПЦ Киевского патриархата, почти 20% — с УПЦ МП и всего лишь 1% — к УАПЦ. При этом сторонники УПЦ МП преобладают над сторонниками т.н. УПЦ КП всего лишь в 4 областях Украины.

При этом примечательно, что появление соответствующих опросов практически совпало по времени с очередной реанимацией процесса объединения УАПЦ и Киевского патриархата. В рамках многочисленных обсуждений было сломано множество копий по поводу того, на каких принципах должно происходить слияние двух религиозных структур. Представители т.н. УПЦ КП, оперируя имеющимися у них социологическими и статистическими данными, настойчиво продавливали приоритетность своего сценария объединения. В ответ на возмущение своих партнеров из УАПЦ они де-факто выдвинули простой аргумент: «Нас больше, поэтому мы правы».

Впрочем, этот момент следует воспринимать только как тактическую составляющую. Существуют мнения, что социологические и статистические данные нужны Киевскому патриархату для продвижения более глобальных целей.

Так, в журналах заседания Священного синода т.н. УПЦ КП, которое проходило 27 июля 2015 года, можно встретить весьма интересный фрагмент: «Украинская православная церковь Киевского патриархата рассматривает себя исключительно как наследница древней Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата и в этом качестве, опираясь на неоднократные решения Соборов и заверенную многочисленными социологическими опросами волю большинства православных жителей Украины (всего около 20% православных верующих относят себя к Церкви Московского Патриархата)…»

В контекст этого пассажа ложится и недавнее заявление «патриарха» Филарета, которое он сделал на заседании в честь 400-летия Киевской православной богословской академии. Его суть можно описать одним предложением: объединение украинского православия будет проходить на базе Киевского патриархата. Откуда такая уверенность? Всё просто: глава т.н. УПЦ КП опять прибегнул к жонглированию столь удобными для него статистическими данными, заявив о приверженности целых 40% православных украинцев Киевскому патриархату, только 20% — УПЦ и совсем ничтожных 1,2% — УАПЦ.

© РИА Новости . Евгений Котенко / Перейти в фотобанкИнтронизация нового предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата
Интронизация нового предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата

Эти примеры подталкивают к мысли о том, что упомянутые социологические исследования появились не просто так. Так или иначе они помогают т.н. УПЦ КП в решении целого ряда задач. В первую очередь в «подтверждении» статуса «самой большой православной» конфессии Украины. Оперируя этим фактором, Киевский патриархат желает добиться права говорить якобы от имени большинства православных украинцев и придавать на этой основе незыблемый вес некоторым своим инициативам. В частности, попыткам обрести на выгодных для себя условиях канонический статус из рук Константинопольского Патриархата.

В теории у Киевского патриархата всё складывалось гладко. Однако жизнь не терпит надругательства над правдой и реальностью.

Нокаутирующий удар по статистическим «рекордам» т.н. УПЦ КП нанесло празднование 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. 27 июня по улицам Киева прошел грандиозный ход верующих УПЦ, в котором приняли участие свыше 30 000 человек. На следующий день Киевский патриархат вывел на улицы своих сторонников. По самым оптимистическим данным, их собралось около 3000 человек.

В контексте этого возникает один интересный вопрос. А именно: как так получилось, что т.н. УПЦ КП, за которой социологическими исследованиями «закрепили» самое большое количество православных прихожан Украины, вывела на ход минимум в 10 (!) раз меньше людей, чем Украинская Православная Церковь? Ведь нельзя сказать, что празднование 1000-летия преставления князя Владимира было рядовым событием. И что в т.н. УПЦ КП к нему всесторонне не готовились.

Значит, скорее всего, дело в ином. А именно — в существенном разрыве между «бумажными», навеянными опросами показателями и реальностью.

В свете сказанного также стоит отметить, что сомнение вызывают не только данные социологических исследований, отдающих лидирующее положение Киевскому патриархату, но и иная связанная с ним статистика.

© РИА Новости . Евгений Котенко / Перейти в фотобанкИнтронизация нового предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата
Интронизация нового предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата

Об этом, в частности, в интервью информационному агентству «ЛигаБизнесИнформ» упомянул глава УАПЦ митрополит Макарий. Отвечая на вопрос о том, какая конфессия будет крупнейшей после объединения автокефальной церкви и «филаретовцев», он сказал: «По числу реальных приходов или бумажных? Это разные цифры, поэтому их трудно назвать. Бумажных — по себе скажу. В Таврической епархии у нас на бумаге 54 прихода, а действующих — 32. Потому что нет священников, нет помещений. Это огромные средства. Есть села, в которых приходы зарегистрированы, но денег хотя бы на часовню нет. Понятно, что больше приходов будет у Киевского патриархата. Хотя с бумажными приходами у них ситуация не лучше».

Для полного понимания сказанного необходимо обратиться к статистическим данным Государственного департамента по вопросам национальностей и религий, которые датируются 1 января 2015 года. Они зафиксировали следующую расстановку сил.

Церкви

Религиозные общины

Монастыри,
монахи и монахини

Священнослужители

Украинская Православная Церковь

12241

207
4869

10180

Украинская православная церковь Киевского патриархата

4738

62
221

3230

Украинская автокефальная православная церковь

1225

13
12

710


Приведенные данные весьма интересны. В особенности по следующим двум показателям. Как видно из таблицы, в Украинской Православной Церкви насчитывается 207 монастырей и 4869 монашествующих. В т.н. УПЦ Киевского патриархата — 62 монастыря и (прошу особого внимания!) 221 монах.

В Украинской Православной Церкви — 4869 монашествующих; у Киевского патриархата — 221. Просто сопоставьте: 4869 и 221.

При этом по количеству приходов УПЦ превышает Киевский патриархат почти в три раза. Если провести грубую аналогию, то можно было бы ожидать такой же пропорции по монашествующим (интересно, что по количеству монастырей пропорции практически идентичны — в 3,3 раза).

Предположим, что количество монахов т.н. УПЦ КП равномерно разбросано среди существующих там обителей. Получается, что на каждый монастырь приходится по 3-4 человека (если где-то их больше, то, значит, в определенных обителях их меньше; в силу этого не стоит исключать существования монастырей, при которых может теоретически трудиться один монах). В общем, эти цифры всё равно поражают: всего лишь 3-4 человека.

Почему этот момент настолько важен? Всё просто. За последнее время в СМИ неоднократно поднимался вопрос о целесообразности передачи Киево-Печерской и Почаевской Лавр в руки «правильной патриотической конфессии».

В свете сказанного возникает вопрос: в случае перевода Лавр в юрисдикцию Киевского патриархата у них банально найдутся люди, чтобы занять место нескольких сотен монахов УПЦ, которые сейчас подвизаются в упомянутых святынях? Ведь за все годы своей «независимости» Киевский патриархат сумел выдвинуть из своих рядов только чуть более 200 монахов. А это очень неприятный для них показатель. Ведь приблизительную силу Церквей следует фиксировать не по количеству сторонников, которые зачастую определяются со своей конфессиональной принадлежностью во время соцопросов, а по другим показателям. В первую очередь — по количеству монахов.

Этот момент нельзя недооценивать. Приведу всего лишь один пример, который весьма красноречиво и однозначно всё поясняет. Преподобный Феодор Студит назвал монахов «нервами Церкви», поскольку они — это ее центр, фундамент и главная движущая сила.

Исходя из этого, за потенциальную судьбу Лавр становится страшно. Монашеская молитва там просто может угаснуть.

Вполне возможен и еще один вариант. Вспоминаются некоторые рекламные материалы в интернете. Например:

«Йога мира.
Мы находимся в самом сердце древнего Киева, в Выдубицком монастыре (принадлежит т.н. УПЦ Киевского патриархата. — М.К.), рядом с Ботаническим садом. Атмосфера мира и покоя, чистый воздух, красивый сад, уютные залы и помещения помогут сделать занятия максимально эффективными.
Также для вас:
• Индивидуальные занятия и консультации
• Тематические семинары
• Ци-гун
• Мини-группы
• Медитации
• Эзотерические путешествия
• Эзотерическая литература
• И многое-многое другое!»

Не исключено, что подобного рода тексты являются следствием дефицита монахов в монастыре. И что это вынуждает обитель сдавать свои корпуса в пользование различным структурам, часть из которых, как показывает определенная практика, может исповедовать в находящемся под омофором Киевского патриархата месте далеко не православные ценности.

В целом же всё сказанное выше — серьезный повод задуматься для тех украинцев, которые относят себя к православным верующим. На вопрос: «Что важнее: статистика и данные опросов или дух и благодать?» — каждый должен ответить сам. Откровенно и непредвзято. Ведь от полученного ответа зависит вся наша последующая жизнь…

Максим Костенко

Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала