Компания «Мирта» заказывает всю бытовую технику под одноименной торговой маркой в Китае и в Грузии. Но уже собирается стать конкурентом своим подрядчикам: владельцы «Мирты» собираются строить в Украине завод. 80% его мощностей «Мирта» хочет загрузить заказами глобальных компаний. Одна из приманок, на которую должны клюнуть условные Phillips и Siemens, — недорогая и квалифицированная рабочая сила в Украине.
Средняя зарплата в Украине — около $150 в месяц. В Китае — более $300. «За миску риса там уже никто не работает», — уверяет Артем Лукашов, совладелец «Мирты». За последние 12 месяцев об отказе от производства в КНР заявили Adidas, Panasonic, Swarovski, Microsoft. Могут ли украинские предприятия «откусить» долю у Китая?
«Понятные люди»
Две недели назад немецкий производитель спортивной одежды и аксессуаров Adidas объявил о том, что сворачивает производство в Китае. От размещения заказа коллекции до появления коллекции в магазине проходит слишком много времени. Лукашов из «Мирты» уверяет, что производство в Украине сэкономит европейским компаниям около полутора месяцев. «У нас на все уходит 4 —5 месяцев. Из них месяц-полтора — это доставка», — приводит он пример «Мирты». В «высокий сезон», например, перед новогодними праздниками, когда китайские предприятия загружены, срок может растянуться. «Китайцы — ушлые ребята, нередко берут заказов больше, чем могут выполнить, — рассказывает Лукашов. — В лучшем случае передадут на другие заводы, в худшем — отложат на потом».
Еще одна проблема — трудности перевода. «У нас разный менталитет, разная понятийная база, очень трудно вести переговоры, — говорит Андрей Митченко, директор компании «Экософт» (крупный украинский производитель фильтров).
Митченко общался с китайцами четыре года, заказывая там комплектующие для фильтров. В 2009-м году «Экософт» отказалась от аутсорсинга в Китае. Тому было две причины. Первая — сложности в общении. Вторая — зарплаты украинцев в долларовом эквиваленте упали, в Китае вознаграждение, наоборот, начало расти. Себестоимость в родной стране выходила ниже. К тому же, по словам Митченко, в Украине более квалифицированные работники. «У нас рядовые сотрудники и инженеры технически более грамотны, чем в Китае», — уверяет он. Правда, пришлось мириться с худшей производительностью труда: в Китае она в 6 раз выше.
Сейчас «Экософт» поставляет фильтры в Европу. По словам Митченко, бизнесмены из ЕС хорошо относятся к украинскому происхождению товара. Маркетолог Игорь Гут, партнер проекта Develop Your Business, считает, что лейбл made in Ukraine потребители воспринимают лучше, чем made in China.
План эвакуации
Два диджея — Андрей Бычковский и Максим Янкович — восемь лет назад основали компанию «Ленточка». Она выпускает силиконовые браслеты-пропуски. В 2010-м году компаньоны построили фабрику в Житомире. Сейчас Бычковский об этом жалеет. Если бы начинал сначала, то не строил бы производство в Украине. «Наша следующая фабрика будет в Китае», — говорит он. Сейчас компания ведет переговоры с инвесторами. Предприниматели хотят выполнять заказы европейских компаний.
«Да, рабочая сила здесь дешевая, — соглашается Бочковский, — но все остальные факторы это преимущество нивелируют». Все остальные факторы — это, в первую очередь, плохие условия ведения бизнеса. Например, регулирование валютного рынка. «Мы сдаем 75% валютной выручки, по курсу НБУ, — рассказывает сооснователь компании, — а покупаем валюту для закупки сырья по коммерческому курсу». По словам Бочковского, на каждых 10 000 евро «Ленточка» теряет 30 000 гривен (60 тыс рублей — ред). В Китае он рассчитывает получать специальную дотацию в размере 3-5% от суммы экспортных операций. Плюс автоматический возврат НДС и не такой сложный бухучет.
Поддержка внешнеторговых операций в Китае — это государственная политика. Ее важный элемент — страхование экспортных операций государственной страховой компанией Sinosure. Китайские компании получают государственную гарантию оплаты, а иностранные заказчики — отсрочку платежа. «Это позволяет не вымывать эти деньги из оборота», — объясняет Лукашов из «Мирты». Объем гарантий, предоставленных Sinosure, ежегодно составляет 0,8-1,1% ВВП Китая.
Бочковский считает, что Украина уже упустила шанс стать «европейским Китаем». «Таким для ЕС уже стала Польша, она своего не отдаст», — считает он. По словам предпринимателя, зарплаты там не такие уж и высокие, а условия для бизнеса не сравнить с украинскими. Год назад он зарегистрировал в Польше компанию. Общаться с налоговой практически не нужно. «В конце года мы сдали документы, нам их подписали и все», — рассказывает он. К тому же «Ленточка» может брать дешевые кредиты в польских банках. «У нас уже есть план эвакуации, мы его недалеко держим», — говорит Бочковский.
Снижают привлекательность Украины и сами производители. Заводы зачастую не готовы подстраиваться под заказчика. «Мирта» пыталась наладить выпуск электромясорубок на львовском заводе «Электробытприбор», но так и не смогла добиться нужного дизайна. В итоге продукт заказали в Китае. Похожая история у Людмилы Мазур, основателя компании по производству детского текстиля Cotton Living. Она заказывает ткани на фабриках в Европе, хотя поначалу стучалась к отечественным производителям. «Минимальная партия, которую готовы производить украинские фабрики в одном цвете, — 6 погонных километров, это очень много для небольшой компании — рассказывает она. — Это связано с тем, что производства огромные, еще советские, перенастраивать оборудование невыгодно». А существующие в ассортименте ткани, по словам Мазур, ужасных несовременных расцветок.
Третий путь
Одна из самых востребованных у европейских заказчиков отраслей — швейная промышленность — за последний год потеряла половину своих заказов от европейских компаний. Это — подсчеты бизнесмена Ярослава Рущишина, совладельца компании «Троттола». На своих девяти швейных фабриках она выполняет заказы по давальческим схемам для New Look и Inditex. Заказчики из ЕС опасаются из-за военных действий в стране. Неизвестно, будет ли выполнено все в срок. Такая уязвимость — не самый лучший стимул для бизнеса, репутацию в котором нарабатывали годами. Та же «Троттола» сотрудничает с европейскими брендами с середины 1990-х.
Рущищин, компания которого шьет в Украине больше всех одежды для европейских фирм, считает, что лучший выход для украинских компаний — продавать Европе не дешевую рабочую силу, а товары с более высокой добавленной стоимостью. Самые перспективные отрасли, по его мнению, — IT и продовольствие. «Китай уже идет по этому пути», — говорит он. Сам предприниматель в апреле-мае выводит на польский и румынский рынки свою торговую марку одежды Jhiva.