Во время открытого интервью, которое прошло 21 марта в Москве в рамках проекта «С Европейской точки зрения», руководитель одного из крупнейших мировых музеев ответил на вопрос корреспондента издания Украина.ру о судьбе экспонатов из крымских музеев, которые с 2014 года находятся в голландском музее Алларда Пирсона.

«Все эти вещи безумно важны, они найдены в тех местах, где эти музеи находятся. Это очень важно, это не история с реституциями, кому отдать скульптуру Нефертити, золото Шлеймана и всё остальное, поэтому они морально, конечно, принадлежат этой земле и этим музеям — они морально должны туда вернуться», — заявил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Директор крупнейшего музея Крыма раскрыл детали борьбы за «скифское золото»
Директор крупнейшего музея Крыма раскрыл детали борьбы за «скифское золото»

В феврале 2014 года на выставку «Крым: золото и секреты Чёрного моря» в Амстердам Керченский историко-культурный заповедник отправил 190 экспонатов (самый ценный из них — скульптура «Змееногая богиня», найденная в конце XIX века в центре современной Керчи, где в древности располагалась столица Боспорского царства Пантикапей); Национальный заповедник «Херсонес Таврический» — 28 экспонатов (надгробия и архитектурные фрагменты погребальных сооружений, архитектурная терракота, эпиграфика и коллекция граффити, относящиеся к истории и культуре Херсонеса эпохи античности); Центральный музей Тавриды — 132 экспоната (наиболее ценные — навершие с грифоном, бляха с сарматским знаком, украшения конской узды в виде животных и лепные сосуды-водолеи в виде баранов); Бахчисарайский историко-культурный заповедник — более 200 экспонатов (наибольший интерес представляют предметы из дерева — фрагменты сосудов и китайские шкатулки I века н. э., два надгробных каменных рельефа, которые сочетают античные сюжеты с варварскими атрибутами).

«Юридически заключили договор и соглашение с музеем Аллана Пирсона в Амстердаме, где даны гарантии, — мы всегда требуем, и Украина требовала, что они вернутся в музей. Дальше начинается система, которая есть и у нас: на Украине есть единый музейный фонд, так же, как есть в России. Украинский музейный фонд вывоз вещей из Украины так же, как вывоз вещей на выставки из России, оформляет через таможню по разрешению Министерства культуры страны, где они находились. Соответственно после отсоединения/присоединения Крыма возникла юридическая коллизия: с одной стороны, нужно вернуть музею, и это записано, с другой — это вышло через таможню, передала Украина, поэтому вернуться должны через украинскую таможню. Голландцы говорят, что должны передать туда, а они должны отдать в Крым», — объяснил Пиотровский.

В судебном разбирательстве аргумент Киева сводится к тому, что в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, с 1970 года и законодательством Нидерландов экспонаты должны вернуть суверенному государству, то есть Украине. Россия же отмечает, что эти нормы призваны защитить культурные объекты от грабителей, воров и дилеров, однако Украина в своё время выдала лицензию на экспорт и формально одобрила соглашение о займе между музеями.

«Вот такая правовая штука. Что с ней делать? А делать нужно было совсем по-другому: нужно было никуда не отдавать и держать у себя, но музей испугался и начал крики. У нас был такой пример. Было замечательное государство Кувейт, оно есть и сейчас. Был период (2 или 3 недели), когда этого государства не было, когда его захватили иракцы. Его могло и не быть. Пока кувейтцы не начали швырять деньги американцам и европейцам, никто не собирался их спасать. Примерно в это время мы делали выставку из Кувейта, мы готовились открывать её в день или через день после того, как Ирак захватил Кувейт. Мы открыли выставку, показали, а потом положили её в ящики и в этих ящиках держали до тех пор, пока не приехали хозяева этих коллекций. Они просили держать, потом они их взяли, возили по всему миру, но потом всё-таки экспонаты вернулись в Кувейт», — рассказал Пиотровский.

Афера века: Скифское золото, за которое спорят Россия и Украина, вывезено жуликами в Испанию
Афера века: Скифское золото, за которое спорят Россия и Украина, вывезено жуликами в Испанию
© РИА Новости, Рудольф Кучеров | Перейти в фотобанк

Таким образом, по словам директора Эрмитажа, при наличии доброй воли можно придумать разные подходы для того, чтобы обеспечить интересы и права культуры, которые часто расходятся с правами человека.

«Что сейчас будет с вещами из крымских музеев, я не знаю. Надеюсь, что европейская юриспруденция умеет долго тянуть вопрос, и это будет тянуться до тех пор, пока не будет возможности спокойно обсудить эти вопросы. Сейчас всё это обсуждается на уровне истерии», — добавил он.

Это мнение разделяет и специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он считает, что затянувшееся судебное разбирательство только на руку Москве, потому что из-за необходимости проработки вопросов на многих уровнях увеличиваются шансы на принятие юридического, а не политического решения.

Как ожидается, Апелляционный суд Амстердама вынесет решение по делу о коллекциях крымских музеев 11 июня.