Пиотровский рассказал, как Эрмитаж вышел из ситуации, схожей со спором о «скифском золоте» - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пиотровский рассказал, как Эрмитаж вышел из ситуации, схожей со спором о «скифском золоте»

© РИА Новости . Илья Питалев / Перейти в фотобанкЗаседание Общественного совета при комитете Госдумы по культуре
Заседание Общественного совета при комитете Госдумы по культуре
Читать в
ДзенTelegram
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский напомнил, что в 1990 году Кувейт прекратил своё существование как отдельное государство именно в тот момент, когда в музее Санкт-Петербурга открывалась кувейтская выставка

Во время открытого интервью, которое прошло 21 марта в Москве в рамках проекта «С Европейской точки зрения», руководитель одного из крупнейших мировых музеев ответил на вопрос корреспондента издания Украина.ру о судьбе экспонатов из крымских музеев, которые с 2014 года находятся в голландском музее Алларда Пирсона.

«Все эти вещи безумно важны, они найдены в тех местах, где эти музеи находятся. Это очень важно, это не история с реституциями, кому отдать скульптуру Нефертити, золото Шлеймана и всё остальное, поэтому они морально, конечно, принадлежат этой земле и этим музеям — они морально должны туда вернуться», — заявил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Директор крупнейшего музея Крыма раскрыл детали борьбы за «скифское золото»Корреспондент издания Украина.ру узнал у директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина, какую ценность представляет так называемое скифское золото, как оно попало в Европу и каковы шансы на его возвращение на полуостров. Соответствующее видео 20 марта опубликовали на YouTube-канале издания

В феврале 2014 года на выставку «Крым: золото и секреты Чёрного моря» в Амстердам Керченский историко-культурный заповедник отправил 190 экспонатов (самый ценный из них — скульптура «Змееногая богиня», найденная в конце XIX века в центре современной Керчи, где в древности располагалась столица Боспорского царства Пантикапей); Национальный заповедник «Херсонес Таврический» — 28 экспонатов (надгробия и архитектурные фрагменты погребальных сооружений, архитектурная терракота, эпиграфика и коллекция граффити, относящиеся к истории и культуре Херсонеса эпохи античности); Центральный музей Тавриды — 132 экспоната (наиболее ценные — навершие с грифоном, бляха с сарматским знаком, украшения конской узды в виде животных и лепные сосуды-водолеи в виде баранов); Бахчисарайский историко-культурный заповедник — более 200 экспонатов (наибольший интерес представляют предметы из дерева — фрагменты сосудов и китайские шкатулки I века н. э., два надгробных каменных рельефа, которые сочетают античные сюжеты с варварскими атрибутами).

«Юридически заключили договор и соглашение с музеем Аллана Пирсона в Амстердаме, где даны гарантии, — мы всегда требуем, и Украина требовала, что они вернутся в музей. Дальше начинается система, которая есть и у нас: на Украине есть единый музейный фонд, так же, как есть в России. Украинский музейный фонд вывоз вещей из Украины так же, как вывоз вещей на выставки из России, оформляет через таможню по разрешению Министерства культуры страны, где они находились. Соответственно после отсоединения/присоединения Крыма возникла юридическая коллизия: с одной стороны, нужно вернуть музею, и это записано, с другой — это вышло через таможню, передала Украина, поэтому вернуться должны через украинскую таможню. Голландцы говорят, что должны передать туда, а они должны отдать в Крым», — объяснил Пиотровский.

В судебном разбирательстве аргумент Киева сводится к тому, что в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, с 1970 года и законодательством Нидерландов экспонаты должны вернуть суверенному государству, то есть Украине. Россия же отмечает, что эти нормы призваны защитить культурные объекты от грабителей, воров и дилеров, однако Украина в своё время выдала лицензию на экспорт и формально одобрила соглашение о займе между музеями.

«Вот такая правовая штука. Что с ней делать? А делать нужно было совсем по-другому: нужно было никуда не отдавать и держать у себя, но музей испугался и начал крики. У нас был такой пример. Было замечательное государство Кувейт, оно есть и сейчас. Был период (2 или 3 недели), когда этого государства не было, когда его захватили иракцы. Его могло и не быть. Пока кувейтцы не начали швырять деньги американцам и европейцам, никто не собирался их спасать. Примерно в это время мы делали выставку из Кувейта, мы готовились открывать её в день или через день после того, как Ирак захватил Кувейт. Мы открыли выставку, показали, а потом положили её в ящики и в этих ящиках держали до тех пор, пока не приехали хозяева этих коллекций. Они просили держать, потом они их взяли, возили по всему миру, но потом всё-таки экспонаты вернулись в Кувейт», — рассказал Пиотровский.

Золотой гребень с изображением батальной сцены
Афера века: Скифское золото, за которое спорят Россия и Украина, вывезено жуликами в ИспаниюПока Украина и Россия в суде отстаивают право на золото скифов, оставшееся после крымского референдума в одном из музеев Голландии, коллекцией завладели украинские проходимцы. Они попытались оформить кредит под залог сокровищ на несколько миллионов евро

Таким образом, по словам директора Эрмитажа, при наличии доброй воли можно придумать разные подходы для того, чтобы обеспечить интересы и права культуры, которые часто расходятся с правами человека.

«Что сейчас будет с вещами из крымских музеев, я не знаю. Надеюсь, что европейская юриспруденция умеет долго тянуть вопрос, и это будет тянуться до тех пор, пока не будет возможности спокойно обсудить эти вопросы. Сейчас всё это обсуждается на уровне истерии», — добавил он.

Это мнение разделяет и специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он считает, что затянувшееся судебное разбирательство только на руку Москве, потому что из-за необходимости проработки вопросов на многих уровнях увеличиваются шансы на принятие юридического, а не политического решения.

Как ожидается, Апелляционный суд Амстердама вынесет решение по делу о коллекциях крымских музеев 11 июня.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала