На этом заседании министры должны были внести правки в два законопроекта, уменьшающие налоги при ввозе иностранных автомобилей.

Сами законопроекты №8487 и №8488 о регистрации в Украине автомобилей на иностранных номерах были внесены в парламент еще в июне 2018-го года. Они предусматривали снижение таможенных налогов на регистрацию автомобилей на еврономерах и отмену запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих стандартам Евро-5 (обычно старше 2010 года выпуска).

Накануне глава комитета ВР по вопросам налоговой политики Нина Южанина заявила, что законопроекты о новых правилах ввоза в Украину автомобилей «на еврономерах», вероятно, будут приняты во втором чтении уже в октябре. Однако 19 сентября Южанина заявила, что профильный комитет, все-таки, забраковал оба законопроекта и отправил их на доработку. Таким образом, в будущем следует ожидать новых протестов «евробляхеров» по всей стране.

«Евробляхеры», как средство политических разборок

Протестующие сейчас требуют не только снижения или полной отмены пошлины, но выдвигают и другие требования. Их общественное движение под названием «Автоевросила» с флагом, имитирующим флаг ЕС, активно требует ограничить права патрульной полиции и не принимать законопроект №7286, который был скопирован с аналогичного закона США, и предполагает расширение прав сотрудников ведомства Арсена Авакова — МВД.

По данным «Автоевросилы», на Украине находится от полутора до двух миллионов таких автомобилей, пребывающих формально сначала в режиме транзита или временного ввоза, а по истечении установленных сроков — нелегально или полулегально. По данным же ГФС на февраль 2018 года на Украине находится почти 425,4 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией.

Такая масса недовольных автовладельцев не может не представлять интереса для крупных политических сил. Глава комитета по налоговой и таможенной политике Верховной Рады Нина Южанина утверждает, что эти люди уже сами представляют собой небольшую политическую силу, а их акции — это «капитализация общественного объединения».

«Полуевропейцы»: владельцы еврономеров между Порошенко и Аваковым

Политолог Руслан Бортник предполагает, что за «Автоевросилой» стоят люди из администрации президента Порошенко. «И предыдущие акции этой организации прежде всего были направлены против правительства. Против Гройсмана и против «Народного фронта». Поэтому нельзя исключить, что за этой организацией могут стоять люди, близкие к Банковой [Администрации президента — ред.]. Ведь «Оппозиционный блок» и «Блок Юлии Тимошенко» вели бы свою политическую борьбу совершенно иначе. Пока это похоже на подковерную борьбу групп влияния БПП и Народного фронта», — утверждает Бортник.

Стоит напомнить, что в июле этого года сын президента, депутат Верховной Рады и член комитета по налогам и таможенной политике Алексей Порошенко отчитывался перед «евробляхерами» об удачном для них голосовании в первом чтении законопроекта о снижении налогов на растаможку иностранных автомобилей, который разработал его комитет. На прошлых акциях «евробляхеры» четко обозначали определенные политические фигуры, которыми они недовольны, требуя отставки главы ГФС Мирослава Продана, главы МВД Арсена Авакова и премьера Владимира Гройсмана.

«Полуевропейцы»

Владельцы автомобилей, ввезенных преимущественно из Литвы и Польши, который год активно требуют легализовать их автомобили без уплаты соответствующих пошлин и налогов. Одним из основных аргументов являются отсылки к священному фетишу Европы, откуда ввезены авто, что как бы освобождает «частично евроинтегрировавшихся» граждан Украины от необходимости платить какие-то налоги.

Следует отметить, что средняя стоимость бюджетного автомобиля на Украине у официального автодилера и с украинской регистрацией около 12 тыс. дол., тогда как автомобиля с еврономером — от 2 до 5 тыс. дол.. Разница существенная, но растаможка «евробляхи» обходится подчас дороже стоимости самого автомобиля. На Украине их зачастую продают вместе с доверенностью от какого-нибудь гражданина Польши и Литвы, которая нередко оказывается поддельной, а украинским полицейским трудно на месте проверить подлинность подписи польского нотариуса. Если же доверенность подлинная, выданная предприимчивым поляком или литовцем, после ввоза на Украину оригинальный номер автомобиля пересылается ее настоящему владельцу, а тот снимает автомобиль с регистрации в своей стране. Ввезенный же на Украину автомобиль после этого ездит с самодельной копией этого номера с изображением флага ЕС, изготовленной местными умельцами. Для европейцев такая практика — это возможность избавиться от автомобиля, не соответствующего новым экологическим стандартам ЕС. Для украинцев — дешевый, пусть и полулегальный, автомобиль. В результате, по словам генпрокурора Юрия Луценко, «евробляхи фактически порвали правовое поле Украины». Кроме того, полиции достаточно сложно найти по базе данных «евробляху», совершившую ДТП, так как они зачастую не поставлены на учет. Тем не менее, сотни тысяч таких автомобилей колесят по дорогам Украины, а их владельцев нередко называют «полуевропейцами».

«Полуевропейцы»: владельцы еврономеров между Порошенко и Аваковым

Тем временем, правительство Гройсмана оказалось в данном вопросе меж двух огней: с одной стороны, ему нужны все новые и новые средства, чтобы залатать дыры в Пенсионном фонде и соблюсти хоть какую-то видимость законности, а с другой стороны, протекция президента в рамках его политической борьбы с «Народным фронтом», и «проевропейская» риторика владельцев машин с синим флажком ЕС позволяет им обходить закон, а в нужное время оказывать давление на правительство.

По сути, Украина уже стала рынком сбыта подержанных автомобилей со всей Европы, что, естественно, вскоре после Майдана убило отечественную автопромышленность. На данный момент практически все автозаводы Украины либо простаивают, либо закрыты и распилены. Не в последнюю очередь украинский автопром погиб из-за обнищания украинцев, которые не в состоянии покупать новые автомобили, и массового демпинга подержанных автомобилей из ЕС. Еще в прошлом году владелец Запорожского автозавода (ЗАЗ) Тариэл Васадзе требовал от правительства действовать последовательно и либо отменить налоги на всех в равной степени (на автомобили с еврономерами, новые импортные автомобили и авто отечественного производства), либо создать условия, когда все будут платить в равной степени.

Тем не менее, практически любые протекционистские меры, направленные на стимулирование отечественного производства и ограничение импорта, сразу же наталкиваются на окрик со стороны ЕС, который «тычет носом» украинские власти в пункты соглашения о Евроассоциации.