План процветания или выживания? Какие параметры у будущей сделки по Украине

Владимир Зеленский, комментируя переговоры в Абу-Даби, упомянул, что идёт обсуждение неких планов восстановления Украины и планов развития в экономическом и социальном смысле той территории, которая по итогам полномасштабных боевых действий останется под контролем Киева.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
А несколько раньше Виктор Орбан, немножко, как мне кажется, преувеличивая (а надо помнить, что в Венгрии уже полным ходом идёт избирательная кампания, и Орбан как строил, так и строит свою политическую карьеру и избирательную стратегию на антагонизме с европоцентризмом и Брюсселем, делая акцент на неразумность и нездравость политики общеевропейских центров принятия решений), сообщил о том, что в Европейском Союзе зреет план предоставить Украине в течение десяти лет полтора триллиона евро. Восемьсот миллиардов на восстановление в формате инвестирования и ещё семьсот миллиардов на военную составляющую, то есть на обороноспособность Украины.
Повторюсь, считаю, что Орбан здесь немного приукрашивает ситуацию. Возможно, это какие то внутренние обсуждения в Брюсселе, но, конечно же, если памятовать о том, о чём говорил Зеленский и о том, что раньше вбрасывали британские медиа, то всё это очень хорошо корреспондирует с тем самым "планом процветания Украины", который якобы должны были подписать в Давосе Украина и США.
Предполагалось, что будет подписан хотя бы рамочный документ. Ну и ничего, естественно, не состоялось, потому что никакого "плана процветания" на восемьсот миллиардов на самом деле нет.
Но, давайте на секундочку представим, что это все оказалось бы правдой. То есть Украина должна была бы получать ежегодно плюс минус восемьдесят миллиардов евро инвестиций и целевых траншей на восстановление и ещё семьдесят миллиардов на военные нужды.
Ну, во-первых, начнём со второго. Вообще, это больше, чем Европа сейчас передаёт Украине в последние несколько лет даже в условиях полномасштабных военных действий (порядка 50 миллиардов). По большому счёту, выгребая всё, что есть в Европе по военной компоненте. А тут 70 миллиардов. Извините, на что?
Михаил Павлив: кто онПолитический эксперт и политтехнолог
Во-вторых, еще восемьдесят миллиардов на гражданский сектор. Тот же вопрос – на что? Я, например, неплохо знаком с тем, что такое инвестиции в украинскую промышленность. Не потому, что сам этим занимался или привлекал, а потому, что имел отношение к людям, которые являются собственниками крупнейшего бизнеса на Украине. Даже инвестиция в один миллиард, например, в крупный металлургический завод, это очень большая, долгосрочная инвестиция. А здесь восемьдесят миллиардов в год. Или вот та самая история с литиевым месторождением, с литиевой площадкой Добра в Кировоградской области, где по проекту правительства инвестиции должны составить сто семьдесят девять миллионов долларов США, не евро. Хорошо, по оценкам экспертов за десять двадцать лет суммарные инвестиции собственника, который придёт со своими деньгами и своими вложениями, могут достигнуть миллиарда и даже больше. Но это за десять - двадцать лет.
А поэтому я просто не понимаю, куда могли бы пойти такие деньги. Застроить всю бидолашну заводами? Да никто не будет этого делать. Кому это нужно? Ну и завод стоимостью в миллиард это уже серьёзный завод. Восемьдесят заводов в год в течение десяти лет? Как там говорилось в мультфильме? - Не смешите мои подковы!
Поэтому всё это бутафория и буфонада. А о чём на самом деле идёт речь, каковы реальные параметры будущей сделки? Давайте проанализируем информацию, которой располагаем, публичную и непубличную. Каковы параметры именно экономической или, если угодно, социально-экономической компоненты будущей сделки по Украине? Кстати, именно сделки, потому что то, что сейчас обсуждают Соединённые Штаты и Россия, это тоже сделка, и она в первую очередь про экономику, и уже во вторую очередь про безопасность. А украинский аспект важен в части выстраивания новой архитектуры безопасности и ликвидации этого пожарища в центре Европы, снятия ключевых противоречий. Но дальше всё равно речь идёт про экономику. И не про то, чтобы построить "цветущий сад Борреля" ещё и на Украине. Нет. История совсем про другое.
Ничего, кроме полезных ископаемых и возможностей, которые дают уникальные природные условия для агропромышленной деятельности, инвесторов не интересует. Ещё очень сильно европейские страны интересует дешёвая и достаточно неплохо образованная славянская рабочая сила. Что интересует в первую очередь? Горно-металлургический комплекс, конечно же. При этом нужна ли украинская сталь и прокат на международном рынке? Да нет, конечно же. Украинская металлургия и так в режиме выживания последние пару десятков лет. У неё бывали хорошие годы, даже очень хорошие, когда происходили волновые изменения на мировом рынке, когда например Китай начинал активно скупать весь прокат на волне строительного бума, или когда была история с проблемами в добыче железной руды в Бразилии, и скорректировавшийся рынок в двадцатом и двадцать первом годах просто наполнил деньгами украинских металлургов. Но, в целом, они проигрывали и продолжают проигрывать конкуренцию. И никому из западных инвесторов не интересно вкладываться в заводы. Кроме нынешних собственников. Никому эти заводы не нужны.
А что нужно? Руда. Конечно же, концентрат, конечно же, окатыш. Конечно же, марганцевая руда, титановая руда. Редкозёмы. Всё это есть. И в это будут вкладывать, когда получат возможность в рамках той самой ресурсной сделки. Но, мы видели, на примере условий сделки по литию, насколько это, будем говорить прямо, для украинского государства, для этой химеры, несправедливая история. Что еще? Атомная энергетика, без неё тяжело будет, в неё придётся вкладываться, безусловно. Ну и, понятное дело, агрокомплекс. Химия может быть, но в первую очередь та химия, которая будет обеспечивать удобрениями агропромышленный комплекс того огрызка, который останется под Киевом по итогам полномасштабных боевых действий. Дальше - логистика. Портовые мощности. Нефте-газотранспортная система. Продуктопроводы. Хранилища газа и нефти. Вот это самый главный приз, на самом деле, для Штатов. И это именно та тема, по которой сейчас, я уверен, идёт наибольшее по времени и по интенсивности общение с Россией.
Самые разные оговорки Трампа по этому поводу, самые разные идеи, которые циркулируют в виде слухов в медиа, говорят в пользу того, что вполне возможно Штаты, задушив и задавив Европу (а вообще эту историю ещё начинала администрация Обамы, потом при первом президентстве Трампа она развивалась, а при Байдене достигла пика) и реализовав выдавливание России из прямых поставок углеводородов на европейский рынок, становятся сами ключевым поставщиком. А европейский рынок, кстати, по прежнему очень ёмкий и будет таким ещё долго. Потому что Европа теряет политическую субъектность, но не теряет экономическую субъектность. Она проседает, безусловно, но всё равно это гигант. И Штаты на сегодняшний день в целом почти полностью добились своего. Но при этом они готовы пойти на сделку с Россией. И я уверен, что Россия при определённых условиях в эту сделку готова тоже идти.
Речь идёт о совместных поставках углеводородов на европейский рынок, но так, что юридически это будут делать американские компании. И вот тут всплывает Ларри Финк и BlackRock как крупнейший держатель ценных бумаг украинских активов, готовый обменивать их на определённые активы, условия и преференции. И та самая беспошлинная зона, которая в виде специальной экономической зоны может возникнуть на Донбассе. Для чего? Для того, чтобы, возможно, был выработан механизм обхода европейских санкций. Уверен, что никакие европейские санкции сняты не будут даже после окончания полномасштабных боевых действий. Американские могут быть сняты в значительной степени или полностью в какой-то перспективе. Европейские нет. А чтобы их обходить и продавать углеводороды, эта схема со специальной экономической зоной Штатам и нужна. И, вероятно, России.
Потому, что США не смогут закрывать потребность Европы без России. Публикуются свежие аналитические данные по углеводородному рынку. И по этим данным Штаты достигли пика добычи сланцевой нефти. То же самое касается газа. Дальше снижение и сильное. А чтобы начать масштабную добычу газа например в Аппалачском бассейне, нужны гигантские инвестиции. Строительство заводов по сжижению, хранилищ, газопроводов, всей инфраструктуры. Потому, что сейчас вся американская газовая инфраструктура в основном сосредоточена на берегу Мексиканского, по Дональду Трампу Американского залива. Тысячи километров от Апалач. И всё это было завязано на сланцевые газ и нефть Пермского бассейна. Нью Мексико, Техас. Именно Пермский бассейн обеспечивал этот профицит нефти и газа в США в течение последнего десятилетия. Но, всё закончилось, почти. Лавочка закрывается. Цена на газ растёт уже в самих Штатах. А поставлять в Европу что-то надо. И вот американцы собираются поставлять туда российские газ и нефть. Уверен, на взаимовыгодных условиях.
Тем более это будет для них ещё и инструмент привязки России, чтобы не допустить дальнейшего сближения с Китаем. Особенно если американцы на границе специальной экономической зоны будут забирать газ и нефть по ценам лучше, чем это делают сейчас Китай и Индия. То-есть, только бизнес, ничего личного. Почему нет?
Здесь же и история про "Северные потоки" и про попытки американцев войти в управление ими, в покупку, в контроль над их эксплуатацией. Я думаю, это произойдёт. Ну и, конечно же, огромная, гигантская украинская нефте-газотранспортная система. Продуктопровод Прикарпатьезападтранс. Амиакопровод. Газовые хранилища. Распределительные и компрессорные станции. И, конечно же, здесь контуры сделки уже проглядываются.
Но вернёмся в начало. Есть ли здесь какой то план процветания? Есть ли здесь какие то восемьсот миллиардов? Да нет, конечно. Всё это бутафория под выборы Зеленского и его кураторов в Европе, в Лондоне в первую очередь. Нет, о чём то может идти речь, вполне. Могут обсуждаться, например, замороженные в Европе российские деньги. И Штаты будут пытаться додавить европейцев, чтобы эти средства пошли как инвестиция в так называемый фонд восстановления.
Но, вы же понимаете, что он будет не про восстановление? Слушайте, Украина декларирует необходимость почти 800 миллиардов на восстановление. Да никто не будет восстанавливать украинскую инфраструктуру и тем более промышленность в том объёме, в котором она существовала раньше. Она и так была избыточной для международного рынка. Она не встроена в глобальные цепочки. Она там не нужна. Восстановят только то, что необходимо. Всё, что связано с добычей, минимальной переработкой и доставкой до порта. Портовую инфраструктуру, элеваторы, если говорить про сельское хозяйство. Морозильники и хранилища, если говорить про плодово-овощной сектор. Железнодорожную инфраструктуру. Вот это, конечно же, будет развиваться. И туда пойдут деньги. И американские, и российские.
И вполне можно представить себе ситуацию, при которой Россия и Соединённые Штаты совместно будут управлять значительной частью самых продуктивных и самых эффективных отраслей экономики Украины. Но, имеет ли это отношение к гипотетическому счастливому будущему бедолашных громадян незалежной? Да нет, конечно.
Там, где будет присутствовать Россия, административно или коммерчески, жизнь у людей будет хоть какая-то. Там, где будет российский бизнес и инвестпроекты, там у людей будет более-менее нормально. А там, где будут только американцы, вспоминайте граждане Украины джентльменов в пробковых шлемах.
Но, повторюсь, сделка по Украине это в первую очередь всё про бизнес. И главным блюдом здесь является даже не Украина. Это болезненное приложение к главному блюду - к Европе. Я говорил и повторюсь. Фактически экономический раздел Европы это цель, которая стоит того. И она будет реализована. Не зря сейчас трепыхаются эти джентльмены, бюргеры и месье. Их время закончилось.
Ну, и вот параметры будущей сделки сейчас обсуждаются в Абу-Даби. Они обсуждаются в Кремле. Они обсуждаются в Вашингтоне. И места в этом процессе для Европы как для самостоятельного геополитического центра больше нет. С ними никто разговаривать не будет. С ними никто договариваться не будет. Тем более никто не будет договариваться с упырями киевского режима. Их время закончилось. Оно буквально истекает, истончается на глазах. И те, кто придут им на смену в результате выборов или каких то других сценариев, будут только обслуживающим персоналом. И в средне-долгосрочной перспективе, я говорил и остаюсь при своём мнении, никакого государства Украина в нынешнем виде не будет. Оно не жизнеспособно. Эта территория так или иначе, тем или иным, я уверен, в основном мирным путём, будет разделена. Не поглощена. А именно разделена. Финита ля комедия.
О том, какую Украину и Европу строит Зеленский - в статье Василия Стоякина "Нефюрер Зеленский строит свой IV Рейх"
Рекомендуем