И такой выбор не просто не удивителен, а самый логичный из всех, которые только можно представить, ведь Джон Коул – это тот человек, который добился большого прогресса в налаживании американо-белорусских отношениях.
Водка и неформальные разговоры сближают
В конце апреля юрист, знакомый с президентом США Дональдом Трампом больше 20 лет, получил необычное предложение от Госдепартамента: не поехали бы Вы в Минск на встречу с Александром Лукашенко, которого часто называют последним диктатором Европы? И он ответил согласием, после чего последовал вопрос "а вылететь завтра сможете?".
"Не окей. Но я всё равно полетел", - вспоминал Коул.
И уже через несколько дней он вместе с группой американских дипломатов пересёк литовско-белорусскую границу, предварительно заменив на автомобилях дипломатические номера на обычные, чтобы не привлекать внимания, и прибыл во Дворец Независимости в центре Минска.
Этой поездке предшествовал тайный визит в Белоруссию в феврале (через день после телефонного разговора президентов РФ и США) заместителя помощника госсекретаря США Криса Смита, ставшего первым за 5 лет высокопоставленным американским чиновником, посетившим республику, с целью добиться освобождения нескольких американских заключённых и сопроводить их в Литву.
А Коулу в ходе весеннего визита в Минск удалось наладить личный контакт с президентом Лукашенко во многом благодаря тому, что переговоры шли в неформальной обстановке. Некоторые детали той встречи юрист рассказал в июле в интервью изданию Politico.
"Во время длинного обеда во дворце Коулу поручили "очаровать" разговорчивого Лукашенко. "Мне сказали: "Пошути, поговори по-простому", — и я так и сделал. Он начал жаловаться на Госдеп, а я ему в ответ: "Да-да, всё, что они умеют — это бла-бла-бла", — он был в восторге", - говорил Коул.
Позже на столе появилась водка. Лукашенко произнёс тост за Трампа. Смит толкнул Коула локтем, мол, надо ответить, и тот поднял тост за Лукашенко.
"Я выпил две рюмки, не стошнило, но третью пить не стал", — пошутил Коул.
Белорусский лидер и американский чиновник почти не касались политики, но между ними начал устанавливаться контакт.
Как подчёркивает Politico, этот эпизод наглядно демонстрирует, что во второй президентский срок Трампа в реализации внешнеполитического курса ставка делается на личностный подход: 47-й президент США привлёк многих близких друзей и союзников в качестве своих посланников для воплощения в жизнь повестки за рубежом. Такой подход вызывает массу критики, например, бывшего юриста по недвижимости, а ныне спецпосланника президента США по Ближнему Востоку, ответственного за диалог с Москвой в рамках украинского урегулирования, Стивена Уиткоффа упрекают в неопытности для ведения переговоров по завершению конфликтов между Израилем и ХАМАС, а также между Россией и Украиной. Однако такие спецпосланники открывают перспективу прямого общения с президентом и позволяют обойти бюрократию Госдепартамента, они могут свободно говорить и делать то, что кадровые американские дипломаты, возможно, не могут себе позволить, отмечает Politico.
Большой шаг в отношениях Вашингтона и Минска
Вскоре после визита Коула, в июне, в Минск прилетал его начальник - спецпосланник по Украине Кит Келлог, что способствовало освобождению по просьбе Трампа ещё 14 осуждённых, в т.ч. известного оппозиционера Сергея Тихановского, приговорённого к 18 годам за подготовку массовых беспорядков и ряд других преступлений.
Сам Коул вернулся в белорусскую столицу в сентябре с письмом для Лукашенко от Трампа, которое назвал "редким актом личной дружбы" - в послании говорится, что американский президент и его супруга молятся о здоровье и благополучии белорусского лидера – и запонками с изображением Белого дома в качестве подарка. Это всё интересные детали, но самое главное другое – Лукашенко помиловал сразу 52 заключённых, среди которых были граждане Литвы, Латвии, Польши, Германии, Франции и подданные Великобритании, в свою очередь Вашингтон принял решение ослабить санкции в отношении авиакомпании "Белавиа" (что позволит обслуживать и закупать детали для самолётов, в т. ч. Boeing). Кроме того, стороны договорились нормализовать двусторонние отношения в части экономического и политического сотрудничества, а также изучить возможность возобновления работы посольства США в Белоруссии, которое приостановило деятельность 28 февраля 2022 года после начала СВО из-за проблем с безопасностью (с тех пор и до настоящего момента дипмиссию возглавляет временный поверенный). Лукашенко тогда, используя риторику своего американского коллеги, выразил готовность к заключению глобальной сделки.
А ведь всего 5 лет назад, ещё в первый срок правления Трампа, США, как сообщал директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, направили $20 млн на организацию антиправительственных протестов в Белоруссии, эти средства предназначались для формирования сети независимых блогеров и информационных аккаунтов в соцсетях, подготовки активистов к проведению уличных акций. После победы Лукашенко на выборах 9 августа 2020 года в стране начались массовые протесты, правоохранительным органам для разгона активистов пришлось применить резиновые пули, дубинки, водомёты, слезоточивый газ, светошумовые гранаты. Светлана Тихановская (жена Сергея Тихановского), баллотировавшаяся на высший государственный пост, бежала в Литву.
А сейчас её советник Франак Вячорка приветствует перспективу назначения Коула спецпосланником в Белоруссии, но, конечно же, руководствуясь собственными интересами.
"Он профессиональный переговорщик и уже добился освобождения людей. Роль Джона Коула будет очень важной. По нашим разговорам я понял, что он не наивный и отлично понимает, кто такой Лукашенко. И тут американцы должны демонстрировать свою принципиальность и последовательность", - заявил соратник Тихановской.
В январе 2022 года Лукашенко в послании к народу и Национальному собранию республики рассказал, что ему обещали Соединённые Штаты, если Минск откажется от существующего сотрудничества с Москвой: "Непосредственно накануне выборов перешли к мягкому политическому давлению. Вспомните, сколько всевозможных визитёров зачастило к нам перед выборами. Заверяли в помощи и дружбе. США даже обещали нас обеспечить на 100% нефтью, когда у нас был конфликт с РФ (из-за энергоресурсов – ред.). И всё под благовидным предлогом сохранить независимую Беларусь. Пытались рассорить два братских народа прямо накануне выборов. Предлагали присоединить Беларусь к будущей системе поставок сжиженного газа из США в Восточную Европу. К чему бы это привело? Посмотрите на нынешние спотовые цены на газ, и какая очередь выстроилась встречать американские танкеры, которые пока идут в Тихоокеанский регион, а не в страны евроатлантической солидарности. В этой ситуации нашлось бы там место нашей Беларуси, если своим не хватает?"
Стоит, правда, напомнить в этом контексте, как сам Лукашенко в 2020 году отклонил предложение российского президента РФ Владимира Путина посетить Сочи с 31 января по 5 февраля, поскольку на это время был запланирован визит в Минск бывшего на тот момент госсекретарём США Майка Помпео.
"Проблема в том, что отношения Белоруссии с США подаются как инструмент давления Белоруссии на Российскую Федерацию. Более того, давления вполне демонстративного", — заявил тогда Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
Не исключено, что и нынешнее сближение Вашингтона с Минском происходит с тем же расчётом, хотя с тех пор РФ и Белоруссия урегулировали все имевшиеся разногласия.
Американист Павел Дубравский считает, что для второй администрации Трампа контакты с Белоруссией могут служить инструментом в переговорах с РФ: мол, если Белый дом захочет, США могут иметь свои интересы на постсоветском пространстве – такой тонкий намёк России. К тому же Белоруссию не списывают со счетов в качестве участника процесса урегулирования украинского конфликта, а Лукашенко, как известно, очень хотел бы вернуть статус главной переговорной площадки своей стране.
Хотя, когда белорусскому лидеру нужно, то и послать американцев может, о чём недавно сам рассказывал во время рабочей поездки в Витебскую область. Буквально на следующий день после запуска метеозондов с контрабандными сигаретами на территорию Литвы, что послужило причиной закрытия границы, из США пришло сообщение о том, "что белорусы виноваты, что это случилось, и власти и Лукашенко должны немедленно извиниться перед Литвой, притом публично".
"Ну, пошли на х.. и так далее. Будет за что — извинимся. Я же сказал, что, если мы будем виноваты, мы извинимся. Но если мы не виноваты — за что мне извиняться?"- заявил президент Белоруссии.
10 ноября Лукашенко анонсировал переговоры с делегацией США в ближайшее время, на которых он в том числе намерен поднять вопрос о ситуации на белорусско-литовской границе, добавив: "Чувствую, что без них тут не обошлось".
Трамп же, объявляя о выдвижении кандидатуры Коула на пост спецпосланника США в Белоруссии, сделал акцент на его успехах в помиловании заключённых: об освобождении 100 человек уже договорился и сейчас добивается этого в отношении ещё 50. Но кто говорит, что Белый дом ограничится лишь этим вопросом? Для Трампа Америка прежде всего, поэтому он будет действовать в первую очередь так, как выгодно США.
О последнем после США в Белоруссии Джули Фишер, назначенной Трампом в конце первого президентского срока, читайте в статье Говорит по-русски, работала на Украине и в Грузии