Совет Федерации заслушал выводы экспертов по всплеску кибермошенничества

Почти на треть выросло количество жалоб граждан на действия кибермошенников. Об этом 14 ноября на заседании комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ заявил начальник управления защиты прав человека в уголовном процессе аппарата Уполномоченного по правам человека в России Владислав Григоров.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
По его словам, в обществе есть острый запрос на решение проблемы кибермошенничества. За 9 месяцев 2024 года количество подобны жалоб вырос на 31%, констатировал Григоров на заседании комиссии, посвящённом теме "Новые формы кибермошенничества с использованием искусственного интеллекта и информационное противодействие".
МВД России в своей статистике отметило рост таких преступлений на 20%, отметил начальник управления защиты прав человека в уголовном процессе аппарата Уполномоченного по правам человека в России.
"В своих обращениях граждане недоумевают, почему, к примеру, банки не проверяют платежеспособность и причины, выдают пенсионерам с единственным доходом от пенсии 15-20 тысяч рублей кредит на несколько миллионов рублей, - сказал Григоров. - А также жалуются на отказ в приостановлении или блокировке операций по переводу денежных средств после обращений потерпевших в банк, когда они поняли, что стали жертвами мошенничества".
Он отметил также, что сейчас мошенники ежедневно осуществляют до 20 миллионов звонков потенциальным жертвам. Среди новых тенденций в криминальной практике Григоров назвал синтез речи с помощью искусственного интеллекта, что позволяет создавать практически неотличимый от оригинала голос. Такой приём позволяет мошенникам войти в доверие жертвы.
Представитель аппарата Уполномоченного по правам человека отметил, что на законодательном уровне противодействие телефонному мошенничеству и подобным преступлениям давно ведётся. В частности, он упомянул о федеральном законе 2018 года, позволяющем защищать банковские карты граждан от посягательств мошенников. Велась такая работа и в дальнейшем, определяя порядок противодействия кибермошенникам.
"Однако на практике такой порядок, как правило, не выполняется", - признал начальник управления защиты прав человека в уголовном процессе аппарата Уполномоченного по правам человека в России.
Григоров указал на недостаточность предпринимаемых мер для защиты граждан от дистанционных противоправных посягательств мошенников.
"В большинстве своём жертвами кибермошенничества становятся одинокие люди, пенсионеры, инвалиды и другие наиболее социально уязвимые категории граждан. Как правило, им не у кого получить совет, как себя вести в конкретной ситуации. Мошенники этим пользуются, действуют быстро, напористо, не оставляя потерпевшему никаких шансов для противодействия", - посетовал Григоров.
Он также отметил в этой связи, что в зоне повышенного риска находятся также граждане в возрасте до 30 лет.
Другой важной проблемой, по словам Григорова, является правоприменительная практика. Если дела по таким преступлениям и возбуждаются, то в дальнейшем приостанавливаются, а до раскрытия доходит пятая часть из них. МВД России, отметил докладчик, предложило внести в УПК норму о приостановлении действий со средствами гражданина без решения суда.
Также на эту тему: Против России работают 400 колл-центров на Украине - вице-президент Сбербанка
Больше новостей в обзоре Ядерное оружие или хитрая игра Трампа. Итоги 14 ноября на Украине
Рекомендуем