Об этом профессор рассказал в эксклюзивном интервью в рамках ВЭФ-2024 изданию Украина.ру.
На полях Восточного экономического форума (ВЭФ) состоялось пленарное заседание с участием Владимира Путина, премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима и заместителя председателя Китайской Народной Республики Хань Чжэна.
В рамках блока "Люди, образование и патриотизм" на ВЭФ-2024 прошла конференция "Культурное лидерство как фактор конкурентоспособности регионов" с модератором, членом комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, африканистом, доктором экономических наук Николаем Новичковым.
— Николай Владимирович, как сохранить культурный код России с учетом геноцида русских на Украине и растущей ненависти между двумя народами?
— Мы сегодня цитировали на сессии Ахмата Кадырова, который как-то сказал, что без культуры не существует нации. Это абсолютно правильный тезис, который ранее другими словами выразил Лев Гумилев.
События, которые начались 24 февраля 2022 года (спецоперация России на Украине) как раз и говорят о том, что с культурным кодом у нас все хорошо. Мы как нация состоялись.
Мы являемся притягательной цивилизацией для многих народов не только Евразии, но и всего мира. Это я могу в качестве африканиста подтвердить.
Я считаю, что нам нужно меньше стесняться своей самобытности, своего величия, быть наглее, напористее и последовательнее. России есть чем гордиться. Мы одна из немногих цивилизаций, которая существует более 1000 лет! Это дорогого стоит.
Нам есть вокруг чего строить свою идентичность на будущие тысячелетия. Поэтому в этом смысле я являюсь оптимистом.
© Евгений Реутов|Evgeniy Reutov
— Во взаимодействии с гражданами новых территорий России не все просто, а с Украиной и подавно далеко не оптимистично... Есть ли у вас мысли, как на этом направлении работать?
— Нам везде непросто. У нас 89 субъектов, и каждый регион, край, область по-своему сложные. Нам необходимо быть последовательнее в своей уверенности в себе, продвигать свою повестку, культурную идентичность.
Более того, уверен, что с Украиной у нас не все потеряно. Она является частью нашей цивилизации: милые бранятся - только тешатся.
— Но украинское общество, многие люди, достаточно крепко "прошиты" антироссийскими нарративами…
— Если работаете с культурной повесткой, все "перепрошивается" заново так, как должно быть. Поэтому не надо бояться, не надо оглядываться под сторонами — просто гнуть свою линию, и все наладится.
— Как, на ваш взгляд, будет решаться проблема с поставками российского газа через Украину?
— Такой проблемы для нас не существует, потому что основные потребители не в Европе, а на Юге и на Востоке. На западном направлении достойного потребителя, который может гарантировать оплату, долгосрочное сотрудничество, не существует.
В перезагрузку отношений с Евросоюзом я не верю, поэтому надо развивать отношения с другими партнерами.
К югу от ЕАЭС находятся несколько огромных потребителей, которым поставки энергоносителей катастрофически необходимы. Я говорю об Индии и расположенных рядом крупных странах — Бангладеш, Пакистан и так далее. Иран — наш стратегический партнер. Нам есть куда поставлять газ, строить мощности энергогенерации, поставлять другие товары и услуги.
Поэтому я бы про существование Евросоюза забывал.
ДВЭФ. Владимир Путин
— Что вы могли бы выделить из сказанного Владимиром Путиным на пленарном заседании ВЭФ?
— Для меня было принципиально важна публичная демонстрация президентом России уверенности в нашей правоте.
То, что это сказано на Дальневосточной земле, особенно ценно, потому что Дальний Восток и Арктика на этом этапе исторического развития являются для нас воротами в окружающий мир. Со всеми нашими основными партнёрами мы дружим и торгуем через Дальний Восток и Арктику.
— Были ли приняты на форуме важные для России и Юго-Восточной Азии решения?
— Был прият ряд решений по укреплению нашего восточного направления и развития. Это касается всей страны в целом.
Например, будут модернизироваться энергетические мощности на Дальнем Востоке, поддерживаться рост населения и создаваться новые производства. Об этом говорили и раньше, но требовалось ускорение со стороны главы государства. Это ускорение было придано.
— Исходя из сказанного на форуме, как развивается сотрудничество со странами Африки?
— Торговля с Африкой во многом происходит через Дальний Восток. Отгрузка угля идет через порты в этом регионе. Понятно, что развиваются другие транспортные коридоры, например, через Иран, но значение дальневосточных ворот для сотрудничества с Африкой колоссально.
Здесь можно вспомнить целые отрасли народного хозяйства и энергетики, работу, которую на африканском континенте ведет "Росатом", сотрудничество компании "Алроса" с Анголой. Поэтому для Дальнего Востока Африка — это не дальний континент, а один из перспективных рынков.
— Каковы перспективы Северного морского пути?
— Нам нужно наращивать ледокольный флот. Мы лидеры в этой сфере, но количество ледокольных судов у нас измеряется штуками, а должно измеряться десятками. Нам нужен радикальный прорыв в этом направлении — не просто для того, чтобы застолбить свое лидерство, а дабы обеспечить социально-экономическое развитие своей страны и партнеров.
© Евгений Реутов|Evgeniy Reutov
Конференция "Культурное лидерство как фактор конкурентоспособности регионов". Модератор — депутат Госдумы России, африканист, д.э.н. Николай Новичков. ВЭФ-2024
— В чем аутентичность Восточного экономического форума?
— Безусловно, для развития Дальневосточного региона и Арктики, для развития России в этой части мира ВЭФ-2024 играет огромную роль. Кстати, все мероприятия этого формата всегда организованы великолепно. Этот форум не исключение.
О том, каково место Юго-Восточной Азии в многополярном мире, в материале Анны Черкасовой с полей Восточного экономического форума Япония может стать второй Украиной, а Франции нужно в БРИКС — эксперты ВЭФ-2024 о многополярном мире.