Перевозки грузов на Украине осуществляются преимущественно автомобильным транспортом, а водителей массово мобилизуют в ВСУ, не предоставляя брони. Однако транспортное обеспечение относится к жизненно важным сферам экономики.
Большую часть продукции Украина завозит из стран ЕС, так как собственное производство большинства товаров приказало долго жить, то есть было декоммунизировано.
Вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Владимир Балин заявил 13 мая на пресс-конференции, что рынок международных автоперевозок в Украине может остановиться с 18 мая, так как бронь от мобилизации имеют менее 5% водителей международных рейсов.
По словам Балина, водители отказываются выходить в рейсы, потому что боятся, что их остановят на пунктах пропуска или, пересекая границу, бросают транспортные средства, груз и более не возвращаются на Украину. "К нам поступает информация, что якобы пограничники на пунктах пропуска уже предупреждают водителей, что с 18 мая без отметки в учетных документах они не будут их выпускать за границу", - говорит Балин.
Ранее украинские СМИ сообщали, что водители нередко бросают машины сразу после пересечения украинской границы прямо с грузом, оставляют на стоянке, отключают телефон и уезжают в неизвестном направлении. После чего в странах ЕС брошенные автомобили подвергаются разграблению – с них снимают колеса, отвинчивают запчасти и растаскивают груз.
"Сегодня говорил с водителями фур и автобусов. Все уезжают в ближайшее два дня. Больше возвращаться, как с автомобилями, так и автобусами, не будут. Забирают семьи. Вы понимаете, государство есть тогда, когда его наполняют люди. Нет людей - нет государства", - комментирует ситуацию украинский политолог Антон Гура.
Тех же водителей, которые возвращаются на Украину, задерживают еще с апреля. В результате много брошенных автомобилей стоят на украинских КПП в Закарпатской и Львовской области.
В начале мая украинские дальнобойщики создали петицию с призывом дать им бронь от мобилизации. "Добавить в категорию лиц, претендующих на получение брони от мобилизации, водителей, осуществляющих международные пассажирские и грузовые перевозки", - говорится в ней. Но пока реакции властей на петицию не было.
В первую очередь мобилизация водителей вызовет топливный кризис, считает владелец сети "Прайм" Дмитрий Леушкин. "С 18 мая за границу перестанут выпускать грузовики с водителями, которые не имеют QR-кода. А QR-код - это ТЦК и ВЛК. Если это случится, то у нас будет топливный кризис", - заявил Леушкин.
На днях также украинские СМИ сообщали, что в Одессе стали массово задерживать водителей рейсовых автобусов и принудительно отправлять на медкомиссию. "Водителей массово снимают. Позавчера водителя на блок-посту потянули на ВЛК. Сегодня нашего одесского водителя потянули... Короче, жесть. И пофиг, что у тебя там автобус куда-то едет. Им плевать", - рассказал мужчина на автовокзале в Одессе.
Почти на каждом автомобиле "Новой почты", на стендах транспортных компаний висит объявление "Срочно требуются водители". В ряде сельских районов уже несколько месяцев фактически отсутствует транспортное сообщение, а жители передвигаются на попутках.
В Днепре местные власти на этой неделе объявили тендер даже на перевозку военнообязанных. За это областной военкомат (ТЦК) предлагает перевозчикам 10,8 миллионов гривен.
Украинские дальнобойщики также считают, что мобилизация приведет к дефициту водителей, росту цен на перевозки, после чего украинский рынок займут польские транспортные компании.
"Из-за того, что водителей перестанут выпускать, грузоотправители начнут поднимать стоимость перевозки, чтобы найти перевозчика. И наш рынок займут польские транспортные компании", - рассказал изданию "Страна" украинский перевозчик.
Но чтобы поляки занимались на Украине перевозками, зарплаты для них должны быть, по крайней мере, выше чем в Польше. Большинство польских водителей предпочитают работать в Великобритании и Германии, где существенно выше зарплаты. Стало быть, либо расценки на доставку, на топливо, на пассажирские перевозки на Украине должны возрасти в несколько раз, либо украинскую экономику ожидает коллапс.
Западные транспортные компании еще могут попытаться зайти на украинский рынок, нанимая нетребовательных водителей в Пакистане или Бангладеш. Но далее придется там же искать уже железнодорожников, энергетиков, механизаторов и металлургов.
Более подробно о проблемах украинской экономики можно ознакомиться в статье Ивана Лизана Экономика Украины и война: бизнес на мобилизации, аварийные отключения и уход от налогов за экспорт зерна