История

КрАЗ: от "Днепра" до "Кугуара"

До Великой Отечественной войны большегрузные автомобили выпускались в Ярославле. После войны было решено разделить производство – моторный завод остался на месте, двухосные машины начали собирать в Минске, а трёхосные – в Кременчуге Полтавской области. КрАЗ был основан на базе действовавшего комбайнового завода 17 апреля 1958 года
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Кременчугский автозавод пережил много превращений. Началось всё в 1945 году, когда в городе были заложены механический завод, завод мостовых конструкций и прокатная базы Главмостстроя, которые потом были объединены в мостовой завод. В этом качестве предприятие выпустило около 600 мостов для западной части СССР. В 1956 году, на фоне освоения целины, завод стал комбайновым и до перепрофилирования успел выпустить более 20 тысяч единиц различной сельскохозяйственной техники.
10 апреля 1959 года было завершено изготовление первых двух самосвалов "Днепр-222". Позже имя собственное куда-то улетучилось, и машина стала КрАЗом. Фактически это был ярославский карьерный самосвал ЯАЗ-219, который выпускался в нескольких вариантах в 1957-59 годах.
На машину ставился шестицилиндровый семилитровый дизель ЯАЗ-206 – копия американского дизеля GMC 6-71. Мощность двигателя составляла 165, а позже – 180 л.с. Он позволял грузовику разгоняться до 55 км/ч (примерно как у довоенного ЗиС-5) и перевозить 10 тонн груза. Двигатель был требователен к качеству топлива и масла. Редукторы задних мостов сделали одинаковыми, потому у машины было два кардана. Кабина была деревянная, обшитая листовым металлом.
К концу 1959 года завод освоил также серийное производство автомобилей КрАЗ-214 (семитонный армейский полноприводной автомобиль) и КрАЗ-219 (собственно грузовик).
Значительная часть КрАЗов сразу же посла в армию. На базе 214-го производились понтонно-мостовые парки (ПМП), тяжёлые механизированные мосты (ТММ), экскаваторы, тягачи для транспортировки тяжёлой артиллерии, пусковые установки ракетного комплекса 2К5 "Коршун".
От «Украины» до «Таврии»: как автомобили в СССР получали украинские именаВремя от времени в украинских СМИ можно встретить стандартные, как под копирку, жалобы на то, как сильно-де притеснялось все украинское в годы советской власти. Основной упор делается на культуру, но и в других областях, мол, украинцу не давали ни малейшей возможности даже напомнить другим о том, что он - украинец
В 1961 году на базе КрАЗ-219 был в единственном экземпляре построен троллейбусовоз, который мог работать как от троллейбусной контактной электросети, так и от штатного двигателя. Работал он на линии Ялта-Симферополь.
В 1962 году на заводе было создано конструкторское бюро СКБ-2 по проектированию техники военного назначения. Оно спроектировало, например, бескапотный 8-тонный грузовик КрАЗ-253Б, но он остался опытной машиной. Опытные бескапотные машины появлялись потом на КрАЗе неоднократно, но в серию они пошли только в 2014 году.
В 1965 году завод начал производство бортового грузовика КрАЗ-257, в 1966 году – 12-тонного самосвала КрАЗ-256Б и модернизированного седельного тягача КрАЗ-258. Их главным достоинством был более мощный и экономичный дизель ЯМЗ 238 и коробка передач, позволявшая ездить со скоростью 70 км/ч. Эта модификация продержалась на конвейере 30 лет. На заглавном фото - КрАЗ-256Б 1990-х годов выпуска с характерными отдельно стоящими фарами.
КрАЗ
Внешне они, правда, от ярославской версии почти не отличались – КрАЗ долгое время был "заповедником" дизайнерских решений, актуальных скорее для 1930-х годов. Новая, цельнометаллическая кабина и оригинальный (хотя всё равно несколько старомодный) дизайн появились только в 1978 году на модели КрАЗ-250.
Впрочем, в ходовую часть изменения и улучшения вносились непрерывно, так что внешне одинаковые машины могли существенно отличаться по надёжности и динамическим характеристикам (КрАЗ в любом случае не про скорость, хотя в 90-х специально модернизированные автомобили принимали участие в гонках). На 250-ю модель ставились уже новые 8 и 12-тициллиндровые двигатели.
В декабре 1968 года завод выпустил 100-тысячный автомобиль.
В 1976 году было создано Производственное объединение "АвтоКрАЗ", объединяющее автомобильный и пять специализированных заводов.
Не «Запорожец», а забытый «Украинец» из ДнепропетровскаО «Запорожце» все знают. Благо, особо живучие экземпляры поголовья «горбатых» и «ушастых» по сей день рассекают по просторам бывшего СССР. А вот что вы знаете об «Украинце»? Как ничего? Может, вы ещё не знаете о Днепропетровском автомобильном заводе? Нет, если вы из Днепропетровска, то таки знаете. А вот если нет, то мы вам расскажем
В апреле 1984 года завод выпустил 500-тысячный автомобиль. Производственный рекорд был установлен в 1986 году – 30 655 единиц. Следующий рекорд был установлен в марте 1993 года – выпущен 750-тысячный автомобиль. 800-тысячный автомобиль появился только через 9 лет.
Между тем, предприятию пришлось приспосабливаться к новым формам экономической деятельности.
В 1994 году завод получил статус ОАО, началось производство самосвалов семейства КрАЗ-6505. Последние версии (65055) имеют грузоподъёмность до 18 тонн и развивают скорость до 90 км/ч.
В 1996 году было создано совместное предприятие с итальянской IVECO, которое начало производить микроавтобусы и фургоны. СП просуществовало до 2000 года, но IVECOна Украине продолжало работать: в Кременчуге до 2003, а в Запорожье – до 2012 года.
В начале апреля 1999 года была начата приватизация предприятия. Контрольный пакет акций в размере чуть более 25% уставного фонда был продан менее чем за $ 70 млн зарегистрированной в ФРГ фирме "Megamotors". Фактически же владельцем предприятия стала группа банка "Финансы и кредит" украинского олигарха Константина Жеваго.
«Горбатый» с московскими корнями. Как создавался первый «Запорожец»Появление новой марки советских легковых автомобилей — ЗАЗ — было связано с общими изменениями в структуре экономики и общества, которые происходили в середине 1950-х годов, а отчасти и с оптимизмом руководства страны, которое искренне полагало, что СССР за несколько лет сможет достичь уровня ведущих индустриальных стран мира
Однако, как это часто бывает, приход "эффективного собственника" коммерческого эффекта это не принёс – завод оставался убыточным. Машиностроительное производство для украинских частных менеджеров остаётся слишком сложным. Но справедливости ради надо сказать, что неэффективность завода была связана также со старением оборудования и с тем, что рассчитывался он, всё же, на рынок СССР, которого давно не существует. Более современный государственный МАЗ тоже работает неустойчиво – в 2020 году он был прибыльным, в 2021 стал убыточным…
Но менеджеры крутились и искали любую возможность сохранить завод. В сентябре 2004 года КрАЗ открыл автосборочное предприятие в России на базе тюменского завода "Гром". На Украине же было налажено производство автобусов совместно с черкасским "Богданом".
КрАЗ поставлял грузовики для ВСУ, а также армий Грузии и Армении.
Грузовой автомобиль КрАЗ-260 на выставке автомобилей "Автопром-84" на ВДНХ
В 2009 году в городе Сьенфуэгос было открыто совместное украино-кубинское предприятие "КрАЗ-СОМЕК", предназначенное для капитального ремонта и модернизации поставленных ещё при СССР грузовиков. До 2014 года предприятием было модернизировано более 300 автомашин КрАЗ.
Работа завода временами приобретала весьма своеобразный характер. Например, в 2009 году в Кременчуге был разоблачён подпольный автосборочный завод – с основного производства вывозились запчасти и целые агрегаты (зачастую некондиционные), из которых собирали новые машины и продавали их по цене ниже рыночной. Только на "производственной площадке" было изъято 8 машин… Интересно, что бы сказали по этому поводу перестроечные экономисты, которые убеждали нас, что воровство на производстве – особенность социализма, а при "нормальной" экономике и "эффективном собственнике" такого быть не может? Впрочем, они бы как-нибудь выкрутились.
Летом 2014 года, откликаясь на потребности армии в условиях начавшейся АТО, завод освоил производство бронемашин Streit Group Cougar (на шасси Toyota Land Cruiser 79, под наименованием KrAZ Cougar) и KrAZ Spartan (на шасси Ford 550). Партнёром была канадская компания Streit Group.
Львовский автобусный завод: от расцвета до закатаВесной 2020 года Львовский автобусный завод отметил своё 75-летие. На автобусе ЛАЗ первый космонавт Земли подъехал к своему космическому кораблю, но во времена независимой Украины завод был превращён в руины
В 2015 году руководство КрАЗа громогласно заявило о том, что прекращает использование российских комплектующих. Это, однако, не помешало до 2017 года включительно получать ярославские моторы. Сотрудничество со "страной-агрессором" прекратилось только в 2018 году, когда против завода были введены российские санкции.
Между тем, в том же 2014 году "Ощадбанк" начал процедуру взыскания с КрАЗа задолженности по предоставленным ранее кредитам. В 2019 году завод был признан банкротом и оказался неспособен выполнять государственные контракты, так как его перестали допускать к тендерам. Только в начале 2022 года для предприятия было сделано исключение, чтобы он смог производить грузовики для ВСУ. К осени завод возвратился под государственное управление.
Смотр военной техники на Куликовом поле в Одессе
Самого Жеваго осенью 2019 года объявило в розыск Государственное бюро расследований Украины. В декабре 2022 года он даже был задержан в Куршавеле. Однако в марте 2023 году французский суд отказался экстрадировать его на Украину – "запрашивающее государство, находящееся в состоянии войны в неопределённой ситуации, не в состоянии сохранить суд, гарантирующий основные свободы".
Ну а КрАЗ продолжает худо-бедно работать, производя грузовики и бронеавтомобили, которые полностью или почти полностью закупаются государством на нужды силовых структур. Говорить о прибылях в этом случае смысла нет. Сохраняются и долги по зарплате, а сами заплаты стали меньше, но от желающих работать нет отбоя – участие в реализации оборонного заказа гарантирует бронь от мобилизации.
Рекомендуем