Западная Украина за минувшую неделю: Многоэтажки вместо ЛАЗа и чешские поезда на железных дорогах региона

Львовский автобусный завод ранее был крупнейшим предприятием Советского Союза по выпуску автобусов. Однако после последнего "майдана" ЛАЗ признали банкротом, а сейчас на его месте готовят жилую застройку.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
На месте корпусов ЛАЗа вырастут жилые кварталы
Новым владельцем легендарного "Львовского автобусного завода" (ЛАЗ) стало ООО "Львовинвестактив", сообщили львовские СМИ. Эта фирма входит в бизнес-группу семьи Луцких из Ивано-Франковска, которая является владельцем известной в городе строительной компании "Благо". Очевидно, что никаких транспортных средств девелоперы с Прикарпатья выпускать не собираются.
ЛАЗ ранее являлся крупнейшим предприятием СССР по выпуску автобусов городского, пригородного и туристического назначения, позже выпускал также троллейбусы. ЛАЗ приватизировали в 2001 году, более 70% акций предприятия выкупило связанное с российским бизнесменом Игорем Чуркиным ООО "Сил-Авто".
После приватизации завод продолжал работу, но значительно уменьшил масштабы производства, частично перенесенного в город Каменское (Днепропетровская область). ЛАЗ выиграл тендер на общественный транспорт для городов-хозяев Евро-2012, и даже частично выполнил контракт, однако в 2014 году хозяйственный суд Львовской области признал завод банкротом. Реальной причиной этого было российское гражданство собственника.
Олег Хавич: кто онУкраинский журналист, политолог, политический аналитик, собственный корреспондент издания Украина.ру в Восточной Европе
В 2015 году прокуратура Львовской области открыла уголовное производство по факту незаконного завладения имуществом ЛАЗ, а в Верховной Раде появились инициативы национализации завода. В 2016 году владельцами ряда объектов недвижимости ЛАЗа стали фирмы Таисии Саниной, жены Игоря Чуркина. В 2019 году депутаты Львовского горсовета потребовали наложить арест на незаконно отчужденные помещения ЛАЗа и заявляли, что право собственности на помещения завода площадью более 20 тысяч кв. м зарегистрировано за неизвестными лицами незаконным способом.
При этом с 2020 года перерегистрированное в Каменском ООО "Львовские автобусные заводы" находилось в процессе банкротства. А в ноябре 2022 года Укрэксимбанк выставил на продажу долговые обязательства Львовского автобусного завода.
Ситуация изменилась в апреле 2023 года, когда хозяйственный суд Днепропетровской области утвердил план санации ЛАЗ. Он предусматривал привлечение нового инвестора – ООО "Львовинвестактив", и исключение из состава владельцев двух ликвидированных компаний, не имевших правопреемников.
Инвестор, вливший в компанию 82 миллиона гривен, сумел также погасить все признанные судом долги ЛАЗ на сумму 178,65 млн грн (в частности, 86,8 млн грн перед Укрэксимбанком). После этого в декабре 2023 года "Львовинвестактив" стал мажоритарным владельцем ЛАЗ, его доля составляла 57,58%.
В конце марта 2024 Лычаковский районный суд Львова и Печерский суд Киева отменили аресты на имущество завода. Таким образом, ныне в уставный капитал ЛАЗа вошли деньги ООО "Львовинвестактив" и более 30 различных зданий завода на улице Стрыйской, 45 во Львове. Однако очевидно, что новые владельцы ЛАЗа не планируют возобновлять производство автобусов, а просто снесут эти сооружения и застроят освободившиеся земельные участки жилой и торговой недвижимостью.
Ведь ООО "Львивинвестактив" основано год назад инвестиционным фондом "Хайф", принадлежащим жителю Ивано-Франковска Андрею Луцкому (именно он указан конечным бенефициарным владельцем ЛАЗа в судебном реестре и данных сервиса YouControl). Основной вид деятельности "Львовинвестактива" – строительство жилых и нежилых зданий. Андрей Луцкий также является совладелцем ивано-франковских строительной и инвестиционной компаний "Благо", в его собственности находится ещё ряд компаний, связанных со строительством и инвестициями.
Компания "Благо" – один из крупнейших застройщиков не только в Ивано-Франковске, но и во всей Западной Украине. Отчитываясь за свою деятельность в 2022-2023 годах, компания сообщила о вводе в эксплуатацию 33 секций в 8 жилых комплексах, а также о начале строительства 20 секций в 7 жилых комплексах в Ивано-Франковске и его пригородах. Один из этих комплексов – U ONE, позиционируемый в качестве "квартала комфорт-класса", – строится на месте бывших корпусов радиозавода "Позитрон".
Трудно сказать, насколько комфортной может быть жизнь на месте бывшей промышленной зоны, однако опыт застройки подобных территорий у нового владельца ЛАЗа уже есть. При этом, по словам львовских комментаторов, Андрей Луцкий находится в нормальных отношениях и с мэром Львова Садовым, и с главой Львовской областной военной администрации Козицким. То есть с разрешениями на строительство проблем у девелопера не будет.
Впервые за время СВО: политолог раскрыл детали удара ВС РФ по стратегическому газохранилищу во ЛьвовеВ газохранилищах на Западной Украине европейцы накапливают запасы к будущему зимнему периоду. Удар по хранилищу во Львовской области стал первым ударом по газовой инфраструктуре противника за все время СВО. Об этом в интервью изданию Украина.ру сообщил советник руководителя фракции "Справедливая Россия - За Правду" в Госдуме Александр Казаков
Чешский перевозчик рвется на железные дороги региона
Исполнительный директор чешского частного железнодорожного оператора RegioJet Якуб Свобода, находясь в Чопе, откуда его компания запустила прямой поезд в Прагу, поделился планами экспансии на Западной Украине. Речь идет не только о Закарпатской, но и Львовской области. Однако пока всё упирается в монополию "Укрзализныци".
В первую очередь чешский перевозчик заинтересован в продлении маршрута поезда Прага – Чоп до Мукачево. "Я повторю то, что уже сказал владелец RegioJet Радым Янчура: мы готовы инвестировать определенные средства в инфраструктуру на Украине, в частности, в восстановление электрификации участка европейской колеи Мукачево – Чоп", – отметил Якуб Свобода в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Он сообщил, что говорил с украинской стороной о возможности строительства колеи европейского формата от Чопа до Ужгорода и, соответственно, электрификацию линии до Ужгорода в будущем. По его словам, есть вероятность, что строительство евроколеи на этом направлении начнется до конца этого года, и это даст возможность RegioJet организовать также маршрут от Праги до Ужгорода.
"Как только будет построена евроколея до Ужгорода, электрификация может произойти за один-два года. RegioJet очень серьезно настроен в вопросе реализации этого проекта. Могу заверить" – заявил он.
Стоит напомнить, что территория нынешней Закарпатской области в межвоенный период входила в состав Чехословацкой республики, и в те времена существовали поезда Мукачево – Прага и Ужгород – Прага. Но если запустить их сейчас, то де-факто чешский перевозчик будет осуществлять внутренние рейсы в Украине на отрезках Мукачево – Чоп и Ужгород – Чоп.
Однако основное направление деятельности RegioJet – это всё-таки рейсы из Украины в страны Европейского Союза. Чешский перевозчик рассчитывает не только на Закарпатье, но и на Львов, где пассажиров гораздо больше. Однако "Укрзализныця" блокирует запуск поезда Киев – Берлин с пересадкой на станции Мостиска-2 (граница Украины с Польшей). Переговоры о создании специального терминала на этой станции, который готовы за свой счет построить чехи, заморожены.
В МИД Чехии заявили о намерении снабдить ВСУ 1,5 млн снарядов, но сроки поставок неизвестны В рамках чешской инициативы по закупке 800 тысяч артиллерийских снарядов, Украина может получить 1,5 миллиона боеприпасов. Об этом заявил министр иностранных дел Чехии Ян Липавский, передаёт Bloomberg
"Это очень важный проект, реализация которого позволит нам приблизить запуск сообщения Киев – Берлин, а также расширит возможность других наших направлений. Я бы сказал, что этот проект скорее заморожен: в сентябре прошлого года мы направили "Укрзализныце" соответствующие предпроектные расчеты и технические решения, но с тех пор никаких действий не произошло. Мы хотели бы вернуться к нему так быстро, как только это возможно", – сказал Якуб Свобода.
По его словам, торможение этого проекта – "настоящая загадка", ведь он нужен, прежде всего, украинским гражданам, которые благодаря его реализации получат гораздо больше возможностей для путешествий в ЕС. Более того, чешская компания задекларировала готовность инвестировать в этот проект, то есть это дополнительные средства для украинской экономики, – ведь реализовать его будут украинские подрядчики.
"Преимуществом предлагаемого нами проекта является скорость его реализации. При правильной организации процесса проектирование и строительство пассажирской инфраструктуры займет четыре месяца. То есть, если мы получим содействие со стороны наших партнеров из "Укрзализныци", то уже в середине лета этого года наши поезда смогут доехать до станции Мостиска-2, и пассажиры смогут удобно и выгодно путешествовать как в Чешскую Республику, так и в Германию" – отметил исполнительный директор RegioJet.
Он подчеркнул, что планы "Укрзализныци" продлить европейскую колею от Мостиск до станции Скнилов во Львове требуют по крайней мере несколько лет на реализацию, а украинским гражданам нужно путешествовать уже сегодня.
"Мы сможем продолжить маршрут из Праги до станции Мостиска-2, а также открыть сообщение с Украины в Берлин и Ганновер. Все необходимые разрешения для прохождения поезда по этому маршруту по территории Польши и Германии мы уже получили. Более того, каждый наш поезд в Украине – это новые рабочие места в стране, ведь мы нуждаемся в услугах клининга, в перспективе – стирка белья, экипировка и т.д." – искренне пытается заинтересовать украинскую сторону чешский топ-менеджер.
Ответ ему дал один из украинских читателей, написавший в комментарии под интервью исполнительного директора RegioJet: "Если бы Вы направили в Укрзализныцю не проект, а мешок со взятками, всё бы давно работало".
Однако даже подобный подход не гарантирует успеха, ведь монополия "Укрзализныци" позволяет этой структуре зарабатывать как на европейских партнерах (она берет с RegioJet за аренду инфраструктуры в десять раз больше, чем в среднем по ЕС), так и на украинских пассажирах.
Для сравнения: стоимость билета в сидячем вагоне "Укрзализныци" второго класса по недавно открытому маршруту Рава-Русская – Варшава составляет 28 евро, его протяженность составляет 330 км. А на маршруте Чоп – Прага протяженностью в 810 км RegioJet просит за сидячие места 18,8 евро, и около 25 евро в спальных вагонах, причем в эти суммы входят ужин и завтрак. То есть в условиях военного положения украинский государственный оператор пытается содрать с сограждан три шкуры.
Рекомендуем