Молодой лейтенант Красной Армии Василий Любчик нервно сжимал в руках карандаш и листок бумаги. Советские и немецкие солдаты, еще несколько часов назад стрелявшие друг в друга, теперь мирно стояли рядом во дворе полуразрушенного здания.
Солдаты Вермахта теперь совсем не походили на тех бравых вояк, что заходили в город Сталина. Ободранные, в тонких шинелях поверх обветшалой формы, худые, как скелеты, истощенные до полусмерти с запавшими, небритыми лицами. Солдаты Красной Армии — сытые, полные сил, в прекрасном зимнем обмундировании.
Наконец - то … появились автоматчики, а за ними бледное изможденное лицо и высокая худощавая фигура немолодого человека - командующего 6-й армией вермахта. Немецкие офицеры презрительно смотрели в сторону главнокомандующего, которому Гитлер присвоил звание фельдмаршал (намекая на то, что фельдмаршалы не сдаются), демонстративно постукивали носками сапог о брусчатку, несмотря на присутствие советских солдат и офицеров.
Молодой лейтенант, служивший в топографической разведке начал лихорадочно зарисовывать лицо немецкого фельдмаршала Паулюса. Времени было совсем немного.
(Все фото взяты из семейного архива, а репродукции картин из открытых источников)
Тем молодым художником был Василий Алексеевич Любчик, удивительный человек с еще более необычной судьбой. Он, офицер топографической разведки, прошел всю войну, не выпуская из рук карандаша, тщательно фиксируя самые важные яркие моменты исторических событий той войны.
© семейный архив
Василий Любчик
Но образ фельдмаршала Паулюса не выходил из его памяти. Идея воплотить воспоминания о победном финале Сталинградской битвы сформировалась у Любчика почти стразу. Однако тех зарисовок, что он сделал в 1943 году во дворе разрушенного Универмага для портрета явно не хватало. И когда пришла пора работать над полотном, Василий Любчик часть лица фельдмаршала Паулюса списал с себя.
Так родилась картина "Финал Сталинградской битвы", которая долгие годы находилась в музее Корсунь-Шевченковской битвы, что расположен на территории Украины в Черкасской области.
Василий Любчик
Какова судьба этой картины ныне – неизвестно. Современная неонацистская власть на Украине активно чистит в том числе и запасники художественных музеев.
Добралась идейные наследники нацистов и до другой известной картины Любчика "Разведчик Н. Кузнецов. Ликвидация гауляйтера Бауэра". В рамках так называемой "декомунизации", а по факту – уничтожению всего, что связано с борьбой советского народа с нацизмом, эта картина исчезала в неизвестном направлении. В сущности, данная работа советского художника, отображающая подвиг Николая Кузнецова, повторила судьбу могилы легендарного разведчика, которая также подверглась "декомунизации".
Василий Любчик
Надо сказать, что вдохновение для своих работ Василий Алексеевич находил в самых необычных обстоятельствах войны. Как вспоминает его дочь Наталья Васильевна, идея еще одной картины военной тематики - "Мы снова на Шипке" родилась, когда его на какой-то бричке раненого везли, в форме греческого офицера через границу Греции и Болгарии. Каким образом молодой офицер топографическая разведки оказался в Греции и какие задания советского командования выполнял, неизвестны и по сей день.
Василий Любчик
После войны в 1946 году офицер и художник Василий Алексеевич Любчик за спиной которого остались события Сталинградской и Курской битвы, форсирования Днепра и освобождения Балканских стран был направлен во Львов для создания Художественного института, позднее реорганизованного в Львовскую национальную Академию искусств.
Львовская национальная Академия искусств
Обстановка в стране, а особенно на Западной Украине была довольно сложной. Не каждый имел желание ехать в "глушь", где в лесах таились недобитые бандеровцы. Между тем, Василий Алексеевич быстро находит в городе друзей и единомышленников.
Из интервью Вадима Викторовича Мартыненко (внучатого племянника Василия Любчика).
"Я помню огромную квартиру в старинном австрийском особняке на площади имени Адама Мицкевича, напротив городской ратуши в самом центре Львова. Мебель из красного дерева добавляла роскоши удивительным моделям кораблей и самолетов, которые конструировал мой дядя Юра. Но главное - везде книги, книги, книги. Моим детским восторгам не было предела. Но когда мама меня привела в другую "тайную комнату", я был поражен. Пол, засыпанный глиной, песком (дедушка еще ваял скульптуры), запах краски, холсты, холсты, холсты, и ощущения полного хаоса. "Мама, здесь еще не сделали ремонт? Ответ "Нет, ремонт здесь никогда и никто делать не будет. Здесь дедушка пишет картины".
Герой нашего повествования Василий Любчик родился 10 февраля 1913 года в станице Горячеводск, Пятигорского р-на, Ставропольского края.
© семейный архив
Василий Любчик
В 1932 году он окончил Краснодарский художественный техникум, а в 1941, в самый канун войны - Киевский художественный институт. Уже после Великой Отечественной войны в 1946 году Василий Любчик был принят в Союз художников СССР. Его имя по праву вошло в историю СССР как выдающегося художника исторического жанра, мастера портрета и педагога.
У Василия Алексеевича учились ставшие позднее известными художники: Борисенко В.Н.- Заслуженный деятель искусств, профессор., Крвавич Д.П. - Народный художник Украины, профессор., Мисько Э.П.- Заслуженный деятель искусств, профессор. Кудимов Ш.Я. - Заслуженный деятель искусств, Киприян М.В. Заслуженный деятель искусств, Лысик Е. М. - Народный художник Украины, Бриж Т.М. - Заслуженный деятель искусств, а так же художники Анциферов Г.В., скульптор Пылев А.П.,Ткаченко М.В.,Скобало и другие известные деятели искусств.
© семейный архив
Василий Любчик
Но главное его наследие – это конечно картины, выставленные в художественных музеях Киева, Одессы, Харькова, Львова, Пятигорска. Произведения Любчика с огромным успехом выставлялись в галереях Софии, Виннипега и Токио. Художественные произведения Любчика сберегаются так же в частных коллекциях в Канаде, Франции, Германии, Австрии, Испании, Болгарии, Польше, России, Японии.
Умер советский художник, живописец, профессор 2 февраля 1987 года.