Почему китайский банк остановил расчеты с Россией и кому это выгодно, в интервью изданию Украина.ру рассказал востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор исторических наук Алексей Маслов.
— Алексей Александрович, насколько этот банк и его расчетные операции с РФ важны для нас?
— Я не вижу, что произошло что-то особенное. Как всегда, лишь часть информации в данном случае является правдой.
В прессе объявлено, что речь идет о главном китайском банке. На самом деле речь идёт о небольшом региональном банке, который не играет существенной роли в российско-китайской торговле.
Я напомню, как устроена китайская банковская система.
Есть три крупнейших государственных банка, которые являются структурообразующими. Есть пять крупнейших акционерных банков. Например, Банк Китая, или крупнейший в мире по капитализации Промышленный и коммерческий банк Китая, или Сельскохозяйственный банк Китая — которые никакой приостановки платежей не делали.
Помимо этого, есть ещё несколько десятков региональных или профильных финансовых организаций, которые также работают с Россией.
Поэтому ни о какой приостановке платежей в нашу страну или из нее китайская сторона не объявляла.
5 августа 2022, 03:17
Алексей Маслов: кто онвостоковед, врио директора Института Дальнего Востока РАН— Тем не менее многие китайские банки опасаются вторичных санкций и пытаются не афишировать свои отношения с Россией…
— Более того, неслучайно Москва и Пекин перешли практически на 95% на торговлю в национальных валютах. То есть в обход системы SWIFT. А более 35% внешней торговли России осуществляется сегодня в юанях — не только с Китаем, а по всему миру.
Цифра 35% — это очень много. Соответственно, платежи проходят. Здесь нет особых проблем.
Конечно, Китай занимает двойственную позицию, учитывая, что сегодня именно США и ЕС являются его главными торговыми партнёрами — несмотря на некоторое падение объёмов торговли. Поэтому мы должны понимать, что подобные вопросы [типа того, что банк Chouzhou Commercial остановил операции с Россией] возникает постоянно на протяжении последних двух лет.
Мы их решаем в техническом режиме довольно быстро.
Я напомню еще один важный момент. Начинается китайский Новый год. Граждане КНР будут отдыхать и праздновать 10 дней. На это время обычно вся коммерческая деятельность в Китае почти и полностью прекращает функционировать.
— Если это чисто технический вопрос, который возникает каждый день, почему сейчас он приобретает такие масштабы?
— Ответ на этот вопрос мне самому крайне интересен. Либо мы должны признать невысокий профессиональный уровень людей, которые это переопубликовывают эту новость. Либо это попытка в очередной раз нанести удар по российско-китайским отношениям.
Я лично считаю, что произошло намеренное искажение информации.
— Если перед Китаем встанет вопрос выбора между США и Россией, кого поддержит республика? Вы сказали, что зависимость китайской экономики от американского рынка нельзя недооценивать.
— Опасения всегда должны быть. Но я хочу обратить внимание на то, что Китай работает не на Россию и не на США. Он старается для своей экономики и своего народа.
Чего вообще опасается Китай? Страну тревожит дальнейшее ухудшение торговых связей по отношению к ней со стороны Запада.
Чем быстрее разрешатся конфликты на Украине и на Ближнем Востоке, где у КНР большие интересы, тем быстрее вернутся к нормативу платёжные системы, в том числе и российско-китайские.
Да, некоторые эксперты говорят, что Китай якобы может переметнуться на сторону Запада по каким-то причинам. Я думаю, этого не будет. Потому что для Китая главный интерес — это все-таки обретение независимости своих технологических и финансовых систем. Лезть в петлю западной экономики страна не хочет.