Так, по данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, за последние 20 месяцев страну покинули не менее шести миллионов человек. Еще около четырех миллионов человек остались на территориях, перешедших России.
Люди бегут от войны и от отсутствия перспектив. Уровень безработицы на Украине достиг 21,1 процента, страна еще в прошлом году вошла в десятку мировых лидеров по этому показателю.
Как отмечает политолог Александр Дудчак, на Украине уничтожали все отрасли, которые так или иначе могли конкурировать с западными производствами.
«Деиндустриализация неизбежно сопровождается депопуляцией, с 2014 по 2021-й население сократилось на те же десять миллионов, что и в 2022–2023-м» — приводит РИА «Новости» слова эксперта.
Сейчас Украина — рекордсмен по беженцам в Европе, украинцы там уже почти не уступают в количестве сирийцам и афганцам. Но если волны беженцев из Сирии и Афганистана были растянуты на годы, то украинцы наводнили Европу буквально за один-два года. Об этом рассказал украинский политолог Вадим Карасев в эфире ютуб-канала «Новини live».
На Украине в результате падает демографический потенциал, падает стратегический потенциал, подчеркнул политолог, пояснив, что на украинских заводах уже некому работать, негде взять инженеров, конструкторов. Они все в возрасте, а молодежь не хочет идти работать на завод. «И как в такой ситуации Украине восстанавливать ВПК?» — задал он риторический вопрос.
Карасев подчеркнул, что нужно бы изменить цели войны, сказать, что главное - не территории, а люди. Иначе Украину может ждать судьба Афганистана.
Действительно, ситуация очень сложная. Как рассказал в эфире «Радио НВ» депутат Верховной Рады Муса Магомедов, сейчас 19 процентов предприятий Украины остановлены полностью, а 51 процент предприятий работают себе в убыток. Остальные «хотя бы работают и платят налоги».
По словам депутата, если не будет возможности поддерживать предприятия, это может закончиться полной деиндустриализацией страны.
По мнению украинского политика, это то, чего хочет «наш враг Россия», а именно чтобы Украина перестала существовать как промышленное государство. От себя добавим: если бы это было так, то Россия не снабжала бы Украину десятилетиями дешевым газом — и не только. Москва всегда выступала за взаимовыгодное сотрудничество, и эта позиция находила полное понимание у очень и очень многих на Украине. Впрочем, сегодня имеем дело не с Украиной, а с киевским режимом, полностью подконтрольным Западу — со всеми вытекающими последствиями.
Магомедов также отметил, что Киев не может дожидаться завершения конфликта, чтобы восстанавливать промышленность, так как это — «кровь экономики».
Но как это сделать в условиях резкого сокращения потока западной помощи? Америка занята внутренними разборками и денег Киеву пока не даст, а в дальнейшем это будет зависеть не от любви или нелюбви к Украине, а от того, договорятся ли власти с ВПК или нет, считает украинский политолог Кость Бондаренко.
Возможно, США постараются переложить помощь Киеву на плечи союзников. Но кто это осилит? «Япония не потянет, Япония не в лучшей ситуации сегодня экономической находится», — сказал эксперт в интервью журналисту Александру Шелесту (признан иноагентом в РФ).
По словам Бондаренко, «это не та Япония», к мифологии о которой все привыкли в 90-е и в нулевые годы, эта страна сегодня переживает не лучшие времена. Евросоюз тоже не раз говорил о своих проблемах, та же Германия, которая считалась столпом Европы, сегодня в кризисе.
Сравнительно неплохо идут дела во Франции, но остальные европейские страны говорят о том, что надо бы правильно провести выборы в Европарламент в 2024 году, потому что «и так уже аукаются нам и мигранты, в том числе с Украины, и то, что мы помогали слишком много Украине, и то, что мы включились в эту игру — и на самом деле это сейчас очень серьезно бьет по правящим партиям в Европе», — рассказал эксперт.
Он добавил, что в следующем году выбору пройдут во многих странах ЕС и в Великобритании, а потому политикам «необходимо подумать как-то об избирателях, а не только об украинцах и не только про Украину».
В общем, Европа в ближайшем будущем вряд ли существенно поможет киевскому режиму. Вообще Украина стремится в Европу, но «мы не представляем себе Европу», отметил Бондаренко, пояснив, что в Европе, например, все платят налоги, к чему украинцы не привыкли, там очень сильна бюрократия и т. д. И на самом деле 90 процентов тех, кто выступает на Украине за европейский выбор, они не знают, что такое Европа, подчеркнул политолог.
Украинский аналитик и общественный деятель Юрий Сытник, выступая на канале Шелеста, отметил, что тяжелые времена для Киева уже наступили, в мировом «глубинном государстве» что-то происходит, и это «что-то» отвлекает внимание от Украины.
Внутри самой Украины, по его словам, процессы наблюдаются далеко не самые вдохновляющие, и они демотивируют многих украинцев. В частности, речь о тех, кто не хочет воевать. Они просто не видят, за что отдавать жизнь, «за государство, которое их же и обворовывает?»
Аналитик продолжил: конечно, проводятся и информационно-психологические спецоперации российскими спецслужбами, но пищу им дают сами же украинские политики и чиновники.