Ярмарка продлится до третьего декабря, но даже тому, кто проведет в Гостином Дворе все четыре дня, совершенно точно не удастся посетить все выставки, презентации и лектории: программа необъятна.
Сама по себе ярмарка под элегантно сверкающим сводом Гостиного Двора напоминает лабиринт: длинные ряды палаток, залов, выставок, фотозон, кофе-поинтов ведут тебя к следующим, пока взгляд не зацепится за что-нибудь особенно привлекательное. А он обязательно зацепится: участники ярмарки — университет, издательство, книжный клуб — сходятся в ожесточенной интеллектуальной дуэли за внимание покупателя.
Хотя вернее и честнее будет сказать — гостя. К тебе действительно не относятся как к покупателю и не пытаются заставить что-нибудь непременно купить. На слова о том, что делать покупки я не собираюсь, а пришла, чтобы написать репортаж, в каждом уголке ярмарки мне начинали с энтузиазмом рассказывать о своих новинках и эксклюзивах.
Некоторые издательства привлекли для большей зрелищности аниматоров в исторических костюмах, компания Bookmate приготовила литературный квест, онлайн-библиотека «Прочитано» — диджитал развлечения.
На мероприятиях в первый же день ярмарки было заметно, что организаторы и спикеры немного обескуражены (в хорошем, разумеется, смысле), каким людным вышло мероприятие. Касалось это абсолютно каждого лектория: встречи с писателем Юрием Поляковым, презентовавшим свой ностальгический цикл книг «Совдетство», с японской писательницей Рёко Секигути, которая рассказала не только о своей книге «961 день в Бейруте», но и о дружбе с российскими писателями, и совместных проектах.
Встреча, посвященная советской суперзвезде Муслиму Магомаеву, презентация книги, в которой собраны письма Антона Павловича Чехова артистам МХАТ, исторические романы о религиозных войнах во Франции XVI века, диджитализация литературы, мастер-класс игры на укулеле, дискуссии о кино, жизненном пути Иосифа Сталина и Виктора Цоя и даже легенды о древнерусском зельеварении — мероприятия в самом деле на любой вкус, и это только малая часть из них.
Что читают россияне
Пиар-центр книжного магазина «Читай-город» подготовил брифинг о литературных трендах 2023 года — что больше всего читали и покупали россияне в этом году. Результаты вышли любопытные: в топ-10 самых часто покупаемых книг попала и вечная классика («1984» Джорджа Оруэлла, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда), детская книга о Чебурашке, интерес к которой очевидно подогрела экранизация Дмитрия Дьяченко, книги по популярной психологии, «Искусство любить» Эриха Фромма и сенсация года — фэнтезийный роман китайской писательницы Мосян Тунсю «Благословение небожителей»: он стал хедлайнером и красовался на самом видном месте почти каждого издательства — участника ярмарки.
Самыми популярными авторами, не нарушая давно сложившихся традиций, оказались Фёдор Достоевский, Эрих Мария Ремарк и Агата Кристи, а три самых популярных современных романа — уже упомянутый «Благословение небожителей», «Путешествие в Элевсин» Виктора Пелевина и хоррор «Пять ночей у Фредди» Киры Брид-Райсли Коутон.
Неожиданными для издателей оказались сами темы — так называемые макротренды, которые лидировали весь 2023 год:
— Азия и все, что с ней связано, причем речь идет и о таких странах, как Япония, Корея, Китай и Вьетнам, и о бывших советских среднеазиатских республиках: в топе оказалась книга «Мой Узбекистан», которая не слишком пользовалась популярностью в прошлые годы;
— популярная психология, самопознание и все в этом духе;
— патриотическая литература и все, что связано с народным фольклором (особенно интересно, что в России за год очень много покупали книги о культуре, быте и мифологии малых народов севера и Дальнего Востока);
— эзотерика и «домашняя магия», в особенности трактование карт таро.
Молодежную литературу в этом году взорвал жанр славянского фэнтези, а самым необычным среди литературы категории Young Adult оказался небывалый интерес к комиксам и манге, но не только традиционным, японским, а отечественным. Комиксов на ярмарке было огромное количество, в российской культуре их популярность резко выросла благодаря фильмам Владимира Беседина по комиксам о майоре Громе.
В «Читай-городе» рассказали интересный факт: в пестром калейдоскопе уже привычного тренда на популярную литературу в «легких» жанрах — фэндомам, суперзвездами которого в этом году становились герои картин Хаяо Миядзаки, фильма «Уэнсдэй» и корейской кей-поп группы BTS, появились книги, посвященные русской фигуристке Александре Трусовой, написанные российскими и японскими авторами. А еще одним пугающе востребованным жанром оказался тру-крайм, в особенности книги белорусской журналистки Саши Сулим.
Донбасс и война
Накануне, перед открытием ярмарки, в телеграм-каналах активно обсуждали публикацию литературного критика Галины Юзефович, которая после начала военных действий уехала из России:
«Дежурно возникают вопросы "можно ли выступать там, где через стенку от тебя выступают X, Y и Z" (о, они там в этот раз прямо ВЫСТУПАЮТ), а также, шире, "можно ли вообще выступать, когда" оставлю за скобками. Да, от этих вопросов никуда не деться. Нет, у меня нет на них правильного ответа — да даже такого, который бы устроил меня саму, тоже нет», — написала она (орфография сохранена).
Прозаик и поэт Александр Пелевин виртуально ответил Юзефович:
«Это еще и какой-то социальный расизм лютейший. "Да как смеют эти ватники сиволапые выступать там, где мы раньше были королями и богами". Ну вот так. Как-то так получилось, что "ватники сиволапые" — это еще и русский читатель. Извините уж, что мы у вас на паркете натоптали», — написал он в своем телеграм-канале.
И поэты из Донбасса, а также связанные с Донбассом и пишущие о войне действительно выступали. Издательство «Питер» открыло выставку с патриотической литературой, историческими очерками (довольно разных авторов: рядом представлены работы Клима Жукова, Николая Старикова, Александра Дюкова и Армена Гаспаряна, например), поэзией о Донбассе и Украине. Расположили эту выставку в довольно спорном соседстве с экспозицией екатеринбургского музея «Ельцин центр», в котором тоже собраны различные исторические монографии и мерч с цитатами из Конституции России.
Донбасс представила на ярмарке поэт Анна Ревякина. Она презентовала три книги, собранные ею самой, но содержащие стихи самых разных авторов: «8 донбасских лет», «Великий блокпост» и «Герои».
© предоставлено автором
В каждом из сборников, рассказала Ревякина на презентации, есть сакральное число: 45 авторов одного из них символизируют тот самый, победный 1945 год, 100 текстов другого — век, а может быть даже целую эпоху, а 33 текста в ее поэме «Шахтерская дочь» намекают на 33 земных года жизни Иисуса Христа.
Книга «Герои» на ярмарке была презентована впервые. Ревякина комментирует чувственно, но лаконично: «Герой сейчас только один — русский солдат. Тот, который держит Авдеевку и тот, который брал Бахмут».
Стихи о Донбассе прозвучат на ярмарке снова 1 декабря, в пятницу: будет представлен трехтомник «#ЖивиДонбасс», «#ДонбассЖивет», «#ЮныйДонбасс», в презентации которого поучаствуют Александр Пелевин, Сергей Лукьяненко, Мария Семёнова, Вадим Панов.
Прозвучит на ярмарке в этом году и Украина, точнее ее западная часть, Галичина, в книге Мартина Поллака «Галиция. Путешествие в исчезнувший мир».
Изюминка
Неожиданности поджидают тех, кто спустится на книжной ярмарке на нулевой этаж — из любопытства или в кафе. Там, в «андеграудной» части non/fictio№25, настоящие сокровища советской контркультуры: виниловые пластинки классических рокеров, которые можно было достать только у фарцовщиков, раритет уже сегодняшнего дня, советские пластинки, истории о русском роке и панке, о Егоре Летове, Вене Д'ркине, молодом и протестном Борисе Гребенщикове*. Конечно, ничего из этого не запрещено, но атмосфера запретности и подполья добавляет пикантности.
*Включен в реестр иностранных агентов в РФ.