По мнению киевских чиновников, его название напоминает о коммунистах, которые включили этот город в состав Украинской ССР. Причем это произошло уже после Великой Отечественной войны, в 1951 году, в результате взаимного территориального обмена с Польской Народной Республикой.
До обмена и последовавшего за ним переименования город назывался Кристинополем — в честь княгини Кристины Любомирской, супруги польского великого коронного гетьмана Феликса-Казимира Потоцкого.
Его новое советское название Червоноград продержалось более шестидесяти лет. Оно не мешало даже местным националистам, которые прославились тем, что первыми на Украине снесли в 1990 году памятник Ленину — на полтора месяца раньше, чем это сделали в самом Львове.
Потому что население не вкладывало в этот топоним идеологический смысл.
Неудивительно, что декоммунизационная инициатива из Киева не вызвало у червоноградцев никакого энтузиазма. А посвященные этому вопросу слушания, которые прошли в городе 8 октября, закончились резонансным скандалом.
Большинство присутствующих на общественном обсуждении жителей решительно выступили за сохранение прежнего названия.
Собравшиеся отреагировали на абсурдное требование власти в такой же абсурдистской манере. Они заявили: если в Киеве так сильно хочется переименовать западноукраинский город, пускай тогда переименуют Червоноград в Червоноград — чтобы ничего не менялось.
«Община высказывалась за то, чтобы не переименовывать, — а если переименовывать, то на Червоноград. Институт национальной памяти опирался на то, что город был назван во время присоединения к СССР при обмене территориями с Польшей.
Соответственно, община предложила дать украинское название, но также Червоноград», — рассказал первый заместитель мэра города Дмитрий Балко, который подчеркнул, что также не поддерживает идею поменять привычное название города.
Представителю Украинского Института национальной памяти даже не дали слова — мотивируя это тем, что сам он не проживает в Червонограде. Одна из выступивших на слушаниях женщин заявила, что право определять название населенного пункта должно принадлежать местным жителям.
«Они не имеют права принимать за нас это решение. Изменение названия города — дело местного значения. Только мы на общем собрании жителей, людей имеем право решать — менять название или нет, а никакая Верховная рада, никакой Кабмин.
Все, что они напринимали до сегодняшнего дня, все их хотелки без гербовой печати — фикция», — сказала в ходе обсуждения темы эта червоноградка.
Кроме того, она напомнила, что название самой Украины фактически перешло к ней от исторической правопреемницы — УССР. А значит, продолжая логику декоммунизаторов, надо переименовать и саму страну.
Такое развитие событий шокировало националистических активистов. Они начали угрожать червоноградцам доносами и пообещали, что город все равно переименуют, не спрашивая согласия проживающих в нем людей — потому что их мнение не значит для декоммунизаторов ничего.
«Мы подготовим обращение в СБУ. Потому что срывать процесс деколонизации во время полномасштабной войны — это работа на агрессора.
Они могут и сейчас отказаться, встать в позу, сказать, что они переименовывать не будут, даже принять соответствующее решение на сессии городского совета.
Но если уж это название попало в список Украинского Института национальной памяти, я сомневаюсь, что его оттуда исключат, потому что это был бы очень серьезный прецедент, который бы подверг сомнению закон о деколонизации», — сказал глава общественной организации «Деколонизация.Украина» Вадим Поздняков.
А руководитель юридического отдела Львовского областного совета Ярослав Гасяк заявил: если городской совет не решит вопрос переименования города, окончательное решение по этому вопросу все равно будет принимать Верховная рада — на основании рекомендаций все того же Украинского Института национальной памяти.
Таким образом, проведенные общественные слушания были формальной имитацией демократического процесса — и не больше того.
При этом в УИНП до сих пор не решили, как именно нужно декоммунизировать Червоноград. Возвращать историческое название Кристинополь ему, конечно же, не хотят — чтобы не напоминать о польском периоде истории этого города.
Хотя рассматривается возможность одобрить украинизированную версию топонима — Христинополь.
Среди других предложенных вариантов выделяются экзотические названия Украинослав, Шептицкий и Сагайдачный. Один из них будет утвержден уже в первых числах ноября, а декоммунизаторы уже нацеливаются на новые советские топонимы, которые тоже заменят в ближайшее время.
Так, по инициативе Украинского Института национальной памяти на территории Львовской области должны переименовать населенные пункты Червоне, Красное, Красница, Красносельцы, а также поселки Переможне (Победное), Заводское, Трудовое и Трудолюбовка.
Судя по такой динамике, на территории Украины вскоре вообще запретят красный цвет — и это даже не шутка.
Кроме того, декоммунизаторы уничтожают любые упоминания о победе над нацистами, стирают память о построенных при коммунистах заводах — тем более что большинство из них давно уничтожены.
А упоминания о труде, которые тоже сохранились в советских топонимах, напоминают о том, что червоноградским шахтерам давно не платят зарплату. И поэтому их тоже уберут с карты.
Уничтожение советского наследия является выгодным бизнесом, за счет которого кормится целая армия украинских чиновников. Поэтому остановить ее не получится. Переименовывать будут и дальше, все подряд, включая и название государства — которую давно требуют называть Украиной-Русью.
Потому что происходящий абсурд обеспечивает кому-то успешные карьеры и большие зарплаты.