Это тридцатипроцентное повышение произошло несмотря на значительные усилия западного руководства, которое изо всех сил пытается удержать нефтяные цены на сколько-нибудь удобном для себя уровне. Потому что рост цен на энергоносители автоматически разгоняет инфляцию, увеличивая проблемы для экономики Евросоюза и США.
По данным британской исследовательской организации RAC, цена бензина в Великобритании взлетела за август почти на семь пенсов (по текущему курсу это составляет восемь российских рублей), достигнув отметки 152,25 пенса за литр (183 рубля). А цена дизельного топлива выросла на восемь пенсов (почти 10 рублей) и достигла показателя 154,37 пенсов (185 рублей) за литр.
«В ближайшие недели, вероятно, произойдет дальнейшее повышение цен на бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях по всей Великобритании», — отмечается в докладе этой организации, где констатируют, что новое подорожание топлива стало одним из самых резких ежемесячных приростов цен за последние двадцать лет.
По мнению британских экспертов, такая ситуация автоматически приведет к подорожанию продуктов питания и товаров первой необходимости. Потому что цена на нефтепродукты во многом определяет их стоимость на внутреннем рынке.
А если мировые цены на нефть продолжат расти дальше, это напрямую скажется на благосостоянии десятков миллионов жителей Соединенного Королевства — начиная от малоимущих граждан и заканчивая разоряющимися представителями мелкого и среднего бизнеса.
Между тем такой сценарий представляется практически неизбежным, несмотря на застой в мировой экономике, который объясняется украинским кризисом и замедлением темпов роста в крупнейшем мировом импортере нефти — Китае.
Падение спроса на нефть и нефтепродукты должно было потянуть цены вниз, однако этому помешала скоординированная позиция представителей Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Они вновь сумели договориться о сокращении поставок своей продукции на мировой рынок, обеспечивая этим подорожание энергоносителей.
Такая стратегия принесла свои результаты, вопреки интересам Евросоюза и США. И на Западе видят в этом заговор Саудовской Аравии и России, направленный на подрыв позиций администрации президента Джозефа Байдена, накануне старта американской предвыборной кампании.
«Тот, кто преуменьшает значение ОПЕК, ничего не знает о мировых энергетических рынках и тем более о геополитике. Эта организация, состоящая из 13 стран, контролирует около двух пятых мировой добычи нефти и четыре пятых всех известных запасов нефти. А в последние годы, особенно после начала конфликта на Украине в феврале 2022 года, наблюдается углубление сотрудничества между лидером ОПЕК Саудовской Аравией и Россией, не входящей в эту организацию.
Группа стран, входящая в ОПЕК+, контролирует почти половину мирового производства и девять десятых всех запасов. В прошлом году группа ОПЕК+ согласилась на постепенное сокращение добычи, которое в итоге составило 3,66 миллиона баррелей в день, или около 3,6 % мирового производства. Первоначально эти меры были введены до конца 2023 года, но в июне страны — производители нефти согласились продлить их до 2024 года.
Затем в июле ОПЕК сократила поставки еще на один миллион баррелей в день на мировые рынки, что первоначально было названо временной мерой. На прошлой неделе, продлив это сокращение до конца сентября, Саудовская Аравия, на которую приходится не менее 13% мировой добычи нефти, объявила, что сокращение на миллион баррелей останется в силе до конца декабря.
Россия, добывающая примерно столько же, сколько и Саудовская Аравия, и уже играющая ключевую роль в более широком ограничении поставок по линии ОПЕК+, также продлила действие своего решения о сокращении. На прошлой неделе Москва объявила о том, что ежедневное сокращение экспорта на 300 тысяч баррелей также сохранится до конца года.
Этот шаг Эр-Рияда и Москвы фактически нацелен на то, чтобы усилить напряженность в отношениях с Белым домом и большей частью западного мира. По мере приближения выборов в США в ноябре следующего года цены на бензин и дизельное топливо будут сильно зависеть от политической ситуации, поскольку высокая инфляция и стоимость топлива уже дают республиканцам возможность критиковать администрацию Байдена», – пишет Лиам Халлиган в британском издании The Telegraph.
Судьба нефтяных цен окончательно определится в ноябре, когда состоится официальная встреча участников ОПЕК+ для согласования нефтедобычи в первые месяцы следующего 2024 года.
По словам Халлигана, нефтетрейдеры прогнозируют, что в этом году нефть подорожает еще как минимум на 5%, и ее цена может вновь достигнуть планки 125 долларов за баррель — как это было в начале 2022 года.
А это знаменует собой провал западной санкционной политики в энергетическом секторе, направленной на ограничение бюджетных доходов Москвы и поддержание низкой рыночной стоимости энергоносителей.
Запад пытается отвечать на это информационной контратакой. Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил о том, что эпоха ископаемого топлива подходит к концу — потому что мировой спрос на нефть, газ и уголь достигнет пика ранее 2030 года из-за быстрого развития возобновляемых источников энергии и распространения электромобилей.
Однако специалисты считают такие заявления пропагандой. Та же самая Великобритания обеспечивает за счет нефти и газа не менее 70% своих энергетических потребностей. Причем, по самым оптимистичным оценкам, доля ископаемого топлива в ее энергетике все равно останется к 2030 году на уровне не менее 50%.
Впрочем, даже этот показатель может быть достигнут лишь при условии, если британское правительство все-таки сумеет реализовать свои планы по развитию атомной энергетики, которым активно сопротивляется экологическая общественность, выступающая против строительства новой атомной электростанции Sizewell C. Потому что ветряные и солнечные станции однозначно не могут стать реальной альтернативой углеводородам.
А пока на Западе начинают готовиться к очередному инфляционному шоку, помноженному на ожидаемые проблемы в новом отопительном сезоне. Причем, согласно прогнозам синоптиков, предстоящая зима в Европе вовсе не обязательно будет такой же теплой, как прошлая.