Экспозиция выставки состоит из трех разделов: «Новороссия в составе Российской империи»; «Новороссия в составе Украинской ССР»; «Новороссия в огне».
«Мы надеемся, что уникальные предметы и документы из фондовых собраний Исторического музея и ведущих музеев, архивов страны помогут посетителям осознать глубокое историческое родство Новороссии и сегодняшней России и понять, почему так важна для нас эта земля. Важным и актуальным разделом выставки станут предметы, собранные на территории Луганской республики сотрудниками ГИМ во время командировки в зону СВО», — так анонсировал выставку директор музея Алексей Левыкин.
Salus populi suprema lex esto
«Да будет благо народа высшим законом», — эти слова Цицерона экскурсовод вспоминает, рассказывая о первой картине, которую видят посетители выставки — «Екатерина II дает законы Тавриде» немецкого живописца Андреаса Каспара Гюне.
Картину привезли в Москву из Царского Села, так как в истории присоединения Таврии она является не только ярким произведением искусства, но и почти историческим документом: Гюно приехал в Россию в 1791 году и Таврия, Крым, русско-турецкие войны стали его главной темой.
Художник завершил работу над картиной в год, когда произошли два поворотных события — смерть светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического и отречение хана Шагин Гирея от престола, в результате чего полуостров окончательно вошел в состав империи.
«Граница теперешняя обещает покой России, зависть Европе и страх Порте Оттоманской», — Г. А. Потёмкин.
Потёмкин в экспозиции выставки упоминается многократно: цитаты из его писем к Екатерине написаны на стенах, представлены некоторые из его вещей, до революции находившиеся в музеях Екатеринославской губернии, а также его восковый бюст: в распоряжении Исторического музея, с улыбкой отмечает гид, их всего три — Потёмкин, Пётр Первый и Владимир Ленин.
Сказано немного и о зарождении новороссийской промышленности: о строительстве шотландцем Карлом Гаскойном Луганского литейного завода и возникновении Николаевского судостроительного завода, добыче угля и руды в Лисичанске (в те времена — Лисьей Балке).
Многонациональный и многоконфессиональный регион характеризуют также и национальные костюмы живших там русских, украинцев, караимов, крымских татар, болгар, молдаван, евреев, и история разных религий — в частности, строительство и развитие Свтогорского монастыря (теперь лавры) на берегах Северского Донца в Донбассе.
Товаришам Українцям
Следующий период — советская Новороссия (но скорее Донбасс — именно о нем рассказывает экспозиция).
Центральное художественное полотно — «Разработка плана 2-й пятилетки» соцреалиста Павла Малькова, на котором изображены Иосиф Сталин, Сергей Киров, Серго Орджоникидзе, и другие члены политбюро.
Здесь же гостям выставки расскажут о промышленном гиганте Донбасса — комбинате «Азовсталь», уничтоженном боями в прошлом году, о подвиге шахтера Алексея Стаханова, подземных богатствах края. И безусловно, о Великой Отечественной войне — и о немецком концлагере в Сталинской области, и об освобождении края.
Украшают эту часть экспозиции советские плакаты о дружбе украинского и русского народов, вышиванка Никиты Хрущёва, ваза на 300-летие Переяславской Рады, фотографии советских санаториев в Крыму, которые «перестали быть привилегией буржуазии и стали здравницами и санаториями для рабочих и крестьян» — из декрета Совнаркома.
Беловежская Пуща, Севастополь, «Новороссия в огне»
Переходом к заключительной части экспозиции служат два фото, оба — о трагических страницах новейшей истории региона.
На первом фото — Подписание соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1991 году в Беловежской Пуще: здесь и Борис Ельцин, и Леонид Кравчук, и Станислав Шушкевич.
Второй кадр — митинг «Народной воли» в феврале 2014 года в Севастополе — первые недели Русской Весны, плакаты «Нет нацизму», триколоры и советские флаги. В этот момент первая кровь уже пролилась на Майдане в Киеве, а спустя меньше, чем два месяца в Донбасс придет настоящая война.
Донбассу сегодняшнему посвящена последняя часть выставки — экспонатов немного, все они о горе. Погнутый, вероятно, от взрыва, крест с православного храма, детские игрушки, простреленный дорожный знак, фотографии погибших в центре Луганска и Горловки, фото военных.
Пронзительное фото, которое подписано: «Последний житель посёлка Шахты № 6-7 на северо-западной окраине Горловки Донецкой области». Фотография из серии «Серая зона», завоевавшей гран-при фотоконкурса intarget Photolux Award-2019. Автор — Валерий Мельников.