Это единственный в мире танк третьего послевоенного поколения, разработанный Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения.
Он предназначен для боев в непосредственном соприкосновении с противником и поддержки наступления мотострелковых подразделений. По оценкам военных экспертов, "Армата" - новое слово в танкостроении, не имеет аналогов в мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка.
Отличительной особенностью машины является ее необитаемая башня – экипаж впервые поместили в бронированную капсулу в передней части корпуса, отделенную от боекомплекта и топлива, благодаря чему он стал менее уязвим для вражеских орудий. Члены экипажа (командир, наводчик-оператор и механик-водитель) управляют башней из капсулы при помощи специальных экранов. До этого все танки мира имели так называемую "классическую" компоновку, где экипаж размещался в корпусе и башне совместно с боеприпасами и топливными баками, что отрицательно влияет на его выживаемость на поле боя.
Танк Т-14 впервые оснащен унифицированной бортовой информационно-управляющей системой (БИУС) бронетанковой техники. Ключевым в новой системе является принцип сетецентризма и открытой архитектуры. Главным элементом электронного борта является цифровая сеть обмена информацией, охватывающая все агрегаты, узлы, комплексы и подсистемы. Сеть обеспечивает стандартный интерфейс для подключения к ней абонентов. Абонентами являются электронные блоки, встраиваемые в функциональные узлы, агрегаты, комплексы и подсистемы.
В БИУС в масштабе реального времени выдается информация от всех датчиков, в сети присутствуют команды управления для всех приводов и исполнительных механизмов, а также информация о состоянии всех органов управления. Иначе говоря, в сети есть в цифровом виде все необходимое для контроля и управления танком.
Через БИУС в машину интегрированы элементы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Это позволяет создавать единое разведывательно-информационное поле тактических формирований, объединяющих различные рода войск, например, в ротных и батальонных тактических группах (БТГр). В оснащенных машинами семейства "Армата" БТГр существенно сокращаются циклы боевого управления, резко возрастает эффективность огневого поражения, повышаются возможности тактического маневра.
Танк Т-14 является первым в мире, где применены "стелс-технологии" снижения заметности во всем электромагнитном спектре. Также на машине установлены комплекс активной защиты (КАЗ) и система постановки завес (СПЗ). КАЗ "Афганит" является единственным в мире, способным эффективно бороться не только с реактивными и ракетными противотанковыми боеприпасами, но и высокоскоростными бронебойными подкалиберными снарядами. Система постановки завес обеспечивает прикрытие машины в автоматическом режиме со всех ракурсов, включая верхнюю полусферу, от боеприпасов с любыми системами наведения, перекрывая весь электромагнитный спектр.
Танк "Армата" комплектуется динамической защитой четвертого поколения "Малахит", которая с высокой вероятностью снимает или полностью парирует пробивное действие кумулятивных и кинетических боеприпасов. Основное бронирование танка является комбинированным, многослойным, с рациональными углами наклона. В нем применяют самые современные и совершенные броневые материалы.
Подвижность машины обеспечивает многотопливный дизельный двигатель с различными режимами форсирования мощности. Ходовая часть рассчитана на высокие скорости движения по местности и по дорогам общего пользования. Управление движением, контроль за состоянием двигателя и трансмиссии автоматизированы. Двигатель Т-14 мощностью в 1500 лошадиных сил может разгоняться до 75 км/ч и защищен специальной противоракетной решеткой.
Касаясь двигателя, вполне уместно вспомнить историю. В 1931 году, в стенах Харьковского паровозостроительного завода плеядой талантливейших и гениальных советских инженеров К. Ф. Челпаном, Т. П. Чупахиным, Я. Е. Вихманом, И. Я. Трашутиным был создан танковый дизельный двигатель В-2. Да, тот самый, что стал сердцем Т-34, КВ-1, КВ-2, ИС-1.
В-2 получился настолько удачным, что ВСЕ дизельные двигатели российской бронетехники от В-84 (Т-72), В-92С2Ф (Т-72Б3, Т-90) до УТД-20 (БМП-1 и БМП-2) и УТД-29 (БМП-3) представляют собой дальнейшие модернизации этого двигателя. И можно долго хвалить В-2 или наоборот, сомневаться в его возможностях как современного двигателя, но факт: практически вся российская бронетехника перемещается именно этим мотором. Простым, но надежным и освоенным до винтика
Главное оружие "Арматы" – 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А82-1М. Она способна использовать новые управляемые ракеты с дальностью в восемь километров. По мощности это орудие превосходит аналоги у танков Т-72 и Т-90. Кроме того, танк оснащен зенитным пулеметом калибра 12,7 миллиметров с автоматическим заряжанием.
В тоже время в мире нет, пожалуй, другой такой боевой машины, которая рождалась бы под таким "контрастным душем" мнений специалистов и обывателей. С одной стороны, мы уже который год слышим восторги о новом слове в российском и мировом танкостроении, об уникальных характеристиках, а с другой - желчные вопли, что это "железный фейк", созданный для показухи.
На все критиканские реплики конструкторы спокойно отвечали: "Новый танк – не ребенок, через 9 месяцев не рождается". И продолжали совершенствовать машину. А потом побывали с ней на поле боя в Сирии, посмотрели ее в деле. Заодно увидели, что надо "подтянуть" и где "подкрасить". С теми же танковым двигателем А-85-3 и пушкой.
На Западе о том, что Вооруженные силы РФ начали применение танков "Армата" против ВСУ, еще в мае этого года сообщило издание Le Figaro. "Если в дело вступит Т-14, немецким и американским танкам придется столкнуться с неизвестностью", - написали журналисты, назвав российский танк технологически революционным.
В редакции французского СМИ считают, что "Армата" является предвестником технологической революции и к массовому прибытию этих танков необходимо готовиться всем. "Танк Т-14 станет прорывом. В частности, потому, что он должен работать в связке с другими машинами, включая боевые машины пехоты, в рамках универсальной боевой платформы", — заключают авторы материала.
И тем не менее "Армата" все же появилась на фронте. Несколько месяцев назад отдельные журналисты и эксперты сообщили о прибытии Т-14 в зону СВО. Были представлены и видеокадры с танком в полях Донбасса. Однако очень быстро разговоры на эту тему стихли, что дало украинской стороне повод назвать все эти сообщения фейками. И вот, по прошествии времени, появилась более детальная информация о применении "Арматы" на поле боя.
Российские вооруженные силы начали применять новейшие танки Т-14 "Армата" для ведения огня по позициям ВСУ, рассказали источники СМИ. В танковых боях и атаках боевые машины участия пока не принимали. "Российские войска начали применять новейшие танки "Армата" для ведения огня по украинским позициям. В прямых штурмовых действиях они пока не участвовали", — рассказал источник в МО РФ. По его словам, с конца прошлого года экипажи проходили боевое слаживание на полигонах в одной из народных республик Донбасса.
Естественно, только Генштабу ВС РФ и командованию группировок наших войск в зоне СВО известно, в каком объеме и на каких направлениях будет активно применяться эта универсальная боевая машина. Но можно не сомневаться в том, что "Армата" необходима на поле боя, исходя из складывающейся ситуации на линии фронта.