Потому что это напрямую затрагивает его национальные интересы, считает военный политолог, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев. Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Ранее заявил министр обороны Белоруссии Виктор Хренин на московской конференции по безопасности заявил, что возможность прямого боестолкновения с НАТО в будущем представляется весьма очевидной.
По его словам, на Западе идут интенсивные военные приготовления, в это вкладываются огромные деньги, а в капиталистическом мире замораживать свои активы в оружии и раздутой армии просто так никто не будет.
- Александр Николаевич, понятно, что когда мы говорим о войне с НАТО, надо иметь в виду конкретные страны. Кто из них реально готов к прямой войне с Россией?
- Объединенная армия Польши и Литвы.
Варшава при поддержке США рассматривают проект по созданию новой Речи Посполитой. Польша может войти на прямой столкновение и с Белоруссией. Потому что в состав Речи Посполитой входила не только западная Украина, но и западная Белоруссия.
Тем более, что Тихановская, которую Запад считает президентом Белоруссии в изгнании, никуда не делась. Ее по-прежнему кормят и поят.
10 апреля 2023, 13:31
Александр Перенджиев: кто онРоссийский военный политолог и общественный дипломатПочему о прямой войне с НАТО сказал именно Хренин, а никто иной? Потому что до этого Лукашенко прямо сделал решительное заявление, что нельзя пустить Польшу на территорию западной Украины.
Но это еще не все. Это только начало.
Я уже неоднократно говорил, что нас ждет большая битва за Арктику. Недаром Владимир Путин в своем выступлении снова упомянул, что блок AUKUS соединяется с НАТО.
Коллективный Запад и Россия с Китаем готовятся к борьбе за Севморпуть и арктические ресурсы. Потому что Севморпуть может существовать как экономическая и транспортная коммуникация только в том случае, если он будет иметь продолжение в виде выхода к Баренцеву морю и в Тихий океан.
В США уже в прошлом году приняли доктрину по борьбе за Арктику. Они не будут воевать за нее напрямую, предпочитая стоять за спиной. Они считают, что с запада за Арктику будут воевать государства Северной Европы (Швеция участвовала в учениях НАТО еще задолго до СВО) и Великобритания, которая входит и в НАТО, и в AUKUS.
Что касается востока, то США хотели бы создать коалицию из Японии, Южной Кореи, Австралию и государства Индо-Тихоокеанского региона вроде Филиппин.
- На Филиппинах у США есть военно-морская база.
- Да, она там есть. Другое дело, что само руководство Филиппин пока не определилось со своей позицией. Они вроде бы дружат с США, но в некоторых моментах стараются от них отмежеваться.
Не будем забывать и про фактор Тайваня.
В этих условиях России было бы желательно иметь надежных союзников. Союзники по ОДКБ (включая Белоруссию) не помогут нам в том, что касается Арктики. Более того, ОДКБ – это игра в одни ворота. Все эти государства выступают за то, чтобы Россия их защищала и отстаивала их интересы, но они абсолютно не желают помогать нам и поддерживать нас.
Это было еще до СВО. Это показала операция по принуждению Грузии к миру и антитеррористическая операция в Сирии. Хотя в случае Сирии они могли нас безоговорочно поддержать, потому что проблема терроризма касается всех, особенно государств Средней Азии.
Да, в Сирии нам помогла Армения. Но это было связано не с желанием Еревана оказать Москве политическую поддержку, а защитить армянскую диаспору в Сирии от террористов и турок.
России нужны союзники в Тихом океане, чтобы обеспечить судоходство по Севморпути. Что касается Китая, то уже сразу после мартовского визита Си Цзиньпина в Москву начались совместные учения РФ и КНР. Визит Шойгу в Северную Корею тоже укладывается в эту канву.
Все это подтверждает, что мы начали готовиться к совместной борьбе за Арктику.
- Давайте остановимся на Северной Европе. Как бы технически выглядела война с ней? Потому что есть подход, что вся сухопутная группировка Скандинавии составляет 40 тысяч человек и она гораздо слабее ВСУ.
- Я уже говорил, что на Западе планируют создать арктическое командование НАТО – ARCCOM. Поэтому не надо недооценивать противника. Поводу СВО мы тоже думали, что в два счета раздавим Украину. Честно говоря, я сам считал, что мы несколько раз ударим "Калибрами" как в Сирии – и все будет хорошо.
Мне на это могут возразить, что на Украине идет спецоперация, поэтому Россия себя ограничивает в применении оружия, а по Финляндии мы можем ударить по полной программе. Но у НАТО тоже есть свои контраргументы. У них сильный флот на Балтике.
Мы сейчас с трудом справляемся с украинскими беспилотниками и ракетами Storm Shadow. А что будет, если в случае войны с Северной Европой таких ракетных ударов станет гораздо больше?
Кстати, во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики пытались высадить десант не где-нибудь, а в Дудинке. Это даже не северо-запад. Это именно арктический регион. Да, мы героически отразили этот десант и не позволили гитлеровцам взять Дудинку. Но это эпизод показал, насколько глубоко на нашу территорию может проникнуть враг.
Сейчас у нас флот на севере мощнее. Но и у НАТО хватает подводных лодок и бомбардировщиков. А еще на Аляске установлен антенный комплекс HAARP.
Эта система вроде бы тектоническо-климатического действия, но она может создавать мощные электромагнитные импульсы и использоваться для связи. Поэтому в случае полноценной войны на севере России было бы лучше сразу уничтожить всю эту инфраструктуру, не дожидаясь, пока она будет использоваться против нас.
Я уверен в победе наших войск, но не будем торопиться с победными реляциями. Победа потребует от нас значительных ресурсов. Нам придется не запускать ракеты на луну, а превращать Россию в один боевой лагерь, как это было во время Великой Отечественной войны. Принцип, что "война идет где-то там", уже не сработает.
- Когда начнутся все эти конфликты, о которых мы говорили? После окончания СВО или во время?
- По мере того, как конфликт на Украине будет затухать.
Да, украинский конфликт будут пытаться поддерживать. Но дело не в том, что украинские ресурсы истощаются. Истощаются ресурсы Европы. А США не могут пойти на полное истощение северной Европы и Великобритании как раз из-за борьбы за Арктику. Поэтому США будут вынуждены постепенно ослаблять помощь Киеву и усиливать помощь Финляндии, Швеции и Норвегии.
Польша тоже никуда не денется. Ей тоже будут активно помогать.
- Более того, Польшу с точки зрения географии можно использовать и на Украине, и в Арктике.
- Да. У нее своя инфраструктура на Балтике, по которой можно перебрасывать силы в северную Европу. И Польша может наносить отвлекающие удары по России и Белоруссии. А дальше начнется большая борьба за север.
Я пока не могу точно ответить на вопрос, пойдет ли Китай на более реальный военный союз с Россией именно в части борьбы за арктические ресурсы или посчитает, что севером должна заниматься Россия, а он должен сосредоточиться на Тайване.
В Китае идет серьезная внутренняя дискуссия по этому поводу. Есть силы, которые выступают за тесное сближение с Россией в военном отношении. Есть силы, которые говорят, что Пекин не должен ввязываться в более серьезный конфликт с США и должен более осторожно вести себя в отношении Тайваня:
"Показывайте решимость, но реальных действий не предпринимайте. А вдруг у нас получится создать на Тайване пятую колонну и организовать цветную революцию на выборах".
Китай – сложный партнер, полностью полагаться на которого нам не стоит. Там еще не принято решение бросить вызов Западу, как это сделала Россия, и стать мировым лидером. Но в том, что касается противодействия AUKUS и Японии, Пекин нам поможет. Потому что это напрямую затрагивает его национальные интересы.