Что произошло
Материал произвел одновременно два эффекта: взорвавшейся бомбы и "контролируемой сенсации": за ним последовал комментарий Госдепартамента США, перепечатки во всех англоязычных СМИ и общественный резонанс.
Тревор Рид, ранее приговоренный в России к девятилетнему заключению и освобожденный по обмену в 2022 году, после своего возвращения отправился добровольцем воевать за ВСУ, а пару недель назад был ранен.
Сенсацию произвела информация о том, что Рид не только остался крайне недоволен киевскими госпиталями и потребовал эвакуировать его в США, или на крайний случай – в Германию или Польшу, но и разозлил своими действиями администрацию президента Джо Байдена, о чем второй день подряд пишут американские передовые издания.
Кто такой Тревор Рид
С почестями демобилизовавшись из морской пехоты ВМС США в 2019 году, Рид отправился в Москву – на учебу и встречу со своей девушкой Алиной Цыбульник. Обстоятельства его задержания довольно туманны, известно, что после вечеринки он был задержан пьяным, напал на полицейских, и был арестован.
По результатам судебного разбирательства Тревор Рид был приговорен к девяти годам заключения за нападение на полицейских при исполнении, а американский посол в России того времени Джон Салливан назвал обвинения "нелепыми" и пообещал, что Рид вскоре вернется в США.
Салливан оказался прав: в 2022 году произошел обмен – Тревор Рид вернулся на родину в обмен на российского летчика Константина Ярошенко, обвиненного в США в контрабанде наркотиков. Ярошенко к тому времени успел провести 12 лет из присужденных 20-ти.
Далее Рид не появлялся в заголовках СМИ вплоть до 25 июля, когда The Messenger сообщил о том, что американец, как выяснилось, после обмена поехал на Украину, воевать на стороне ВСУ, а пару недель назад был ранен и эвакуирован в киевский госпиталь. Неизвестно, по сути, ничего: чем он занимался в украинской армии, когда и где был ранен, какое ранение.
Однако, в эксклюзиве The Messenger появляется комментарий "представителя администрации президента Байдена" и интересная деталь: Рид планировал обращаться к журналистам, чтобы его вывезли в американскую или европейскую больницу, так как находиться в украинской ему показалось невыносимо.
"С начла войны мы предупреждали граждан США, которые отправляются на Украину, особенно для того, чтобы принять участие в боевых действиях, так как они могут столкнуться с серьезными рисками, вплоть до ранений и смерти", - довольно абстрактно прокомментировал ситуацию представитель администрации президента.
Почему в администрации Байдена недовольны Ридом
Буквально дословно эти слова повторил в ходе брифинга спикер Госдепартамента Ведант Патель, а следом за ним – пресс-секретарь Белого Дома Карин Жан-Пьер, которая заверила журналистов, что пребывание Рида на Украине – исключительно его личное дело, к которому США не имеют никакого отношения.
Все ведующие западные издания, включая NBC, BBC, The New York Times, немецкий Spiegel перепечатали материал The Messenger, но во многих появились любопытные детали.
В NYT, например, выступление уже упомянутого Пателя назвали "раздраженным", и добавили такую деталь: американское правительство перевезло Рида из Киева в Германию с помощью неправительственной организации, чтобы окончательно откреститься от него.
По данным Associated Press, в данный момент раненый наемник находится в региональном медицинском центре Ландштуль недалеко от американской авиабазы Рамштайн в земле Рейнланд-Пфальц.
CNN пишет о причинах раздражения в Белом доме: во-первых, Рид собирался рассказать некую "нелицеприятную" правду о киевских госпиталях, врачах, и вообще Украине, а во-вторых, его история может помешать в обмене двух американских граждан, которые задержаны в России.
Речь идет о журналисте Эване Гершковиче, задержанном в Екатеринбурге в конце марта по подозрению в шпионаже, и еще об одном бывшем морском пехотинце – Поле Уилане, которого также подозревают в сборе данных в пользу Вашингтона.
О связи двух этих дел прямо сказал госсекретарь США Энтони Блинкен:
"Участие Рида в боевых действиях не должно иметь никакого влияния на текущие переговоры, направленные на освобождение двух американцев, которых незаконно удерживают в России: Пола Уилана и Эвана Гершковича. С начала работы нашей администрации, мы вернули 29 задержанных американцев. Так что, я ожидаю, что несмотря на нши проблемы в отношениях с Россией, мы продолжим уверенную работу для того, чтобы вернуть Эвана и Пола домой", - сказал он накануне.
Сгладить углы постарался экс-губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон, который принимал участие в переговорах по обмену Рида и Ярошенко: он призвал сконцентрироваться лишь на том, чтобы Рид получил необходимую медицинскую помощь на высшем уровне, и мог вернуться к своей семье.
Проблема обменов
Обмены , в целом, щепетильная тема: идет ли речь о военноппленых, либо об иностранных шпионах.
Одно дело, когда задержанную с запрещенными препаратами баскетболистку Бриттни Грайнер на высшем уровне меняют на российского бизнесмена Виктора Бута, подозреваемого в торговле оружием, и совсем другая ситуация, когда однажды сдавшийся в плен иностранец после проведенного обмена снова возвращается на фронт, чтобы продолжить воевать против России.
В радиоперехватах, попадающих в руки российским военным, чаще всего слышна английская и польская речь, реже – испанская: многие наемники приезжают воевать за ВСУ из стран Латинской Америки. В интервью нашему изданию аргентинский политолог Кристиан Ламеса рассказал, как украинские посольства в Боготе, Буэнос-Айресе и других столицах континента без стеснения вербуют местных радикалов в иностранные батальоны.
Наиболее спорную реакцию в российском обществе вызвала информация о возвращении на Украину командиров батальона "Азов"*, взятых в плен на "Азовстали" - Сергея Волынского ("Волына"), Дениса Прокопенко ("Рэдис") и Святослава Паламара ("Калина"). Обменянные командиры – граждане Украины, но многие расценили обмен как неравномерный, появившиеся в сети видео Прокопенко, принимающего участие в военных ритуалах украинских радикалов, напоминающих средневековое посвящение в рыцари, очевидно вызвали у российской общественности негативные эмоции.
Не менее спорная ситуация произошла ранее с обменом двоих британских наемников: Эйдена Аслина и Шона Пиннера. Аслин, пройдя реабилитацию, уже вернулся на украинский фронт, хотя и давал слово не делать этого.
Другой пример: граждане Венгрии – пленные украинские военнослужащие, имеющие украинские паспорта. Их обмены происходят при участии Будапешта, но венгерское правительство не дает гарантии их невозвращения на фронт, а Владимир Зеленский слишком занят, чтобы обратить внимание на их двойное гражданство, запрещенное на Украине.
Таким образом, один из основных вопросов состоит в том, чтобы вернувшимся домой – за границу пленным наемникам, задержанным шпионам, неудачливым туристам даже в голову не приходило возвращаться на Украину и вновь браться за оружие.
*Запрещенная в РФ террористическая организация