Дипломатическая подготовка Украины к саммиту производит впечатление своей беспримерной наглостью.
Дмитрий Кулеба: «В Вильнюсе НАТО должно сделать шаг к членству и решить вопрос, что будет происходить с точки зрения гарантий безопасности для Украины между "сейчас" и моментом, когда Украина станет членом НАТО».
Игорь Жовква: «Под ответом мы подразумеваем приглашение к членству, что является лишь первым этапом».
Тот же самый Жовква предупредил, что «президент не поедет, если лидеры будут демонстрировать дефицит мужества, тогда как Украина со всем мужеством, волей, силой и высоким боевым духом борется против российской агрессии». Правда, Кулеба как на грех уточнил, что «мы получили приглашение, но не на сам саммит, а принять участие в совете НАТО — Украина, который пройдёт на полях саммита».
Всё это выглядит довольно смешно, но надо помнить, что наглость Киева подпитывается позицией Запада, который оказывает Украине масштабную помощь и прощает более или менее откровенное хамство. В общем, отсутствие Зеленского на саммите произведёт не лучшее впечатление на общественность — как же так, мы их поддерживаем, а гарантий не даём...
Опять же, есть на Западе и точка зрения о том, что перспектива членства в НАТО — морковка перед ослом. Вот что пишет польский журналист Яцек Тохман: «Можно с уверенностью сказать, что план вступления Украины в НАТО только на первый взгляд видится как способ предоставить ей надёжные и конкретные гарантии безопасности. По сути, пока Зеленский ждёт вступления в Альянс, это даёт возможность держать Киев на коротком поводке».
Понятно, что Тохман пишет для польской публики и его главная мишень — не Запад как таковой, а польская партия «Право и справедливость». Но на настроения он влияет, а у людей возникает когнитивный диссонанс между речениями о том, что стойкость Украины очень важна для Запада, и нежеланием предоставить чёткие гарантии безопасности.
В то же время у Запада ресурс для влияния и на Украину, и на своё общественное мнение. Это украинское контрнаступление.
Зеленский тянул с наступлением с конца прошлого года, исходя, очевидно, из того, что затягивание боевых действий ему выгодно: помощь капает, никто перемирия не требует. Однако саммит НАТО и получение гарантий — достаточно весомый куш, чтобы рискнуть наступлением (получается, что начало наступления вовсе не обязательно было результатом выкручивания рук со стороны Запада).
Военная составляющая, как можно понять, пока не сложилась. Впрочем, у ВСУ есть ещё неделя и две важные возможности.
Во-первых, у ВСУ есть ещё второй и третий эшелоны. Вообще они должны были быть использованы для захвата и удержания новых территорий, но, если прорвать российскую оборону сразу не получилось, можно ещё раз сыграть в Сомму или Верден. Солдат не жалко. Правда, кладбищ не хватает (в Киеве прошла акция членов семей «азовцев» с требованием выделения участков на новые кладбища).
Во-вторых, можно устроить радиационную аварию на Запорожской АЭС (если не получится — есть Ровенская, там Зеленский совещание проводил). Правда, с Запада приходят сигналы, что там не все в восторге от такой перспективы. Зато Грета Тунберг одобрила.
Впрочем, даже при нынешних, весьма сомнительных успехах ВСУ, результат уже получен — Франция, на протяжении долгого времени сопротивлявшаяся предоставлению гарантий членства в НАТО, сменила гнев на милость.
Другое дело, что в НАТО главную роль играют США, а они пока что свою позицию не изменили — речь идёт только о дозированной военной помощи. Тем не менее для противников вступления Украины в НАТО саммит не будет лёгким.