Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Страны Запада договорились о поставка киевскому режиму самолетов F-16. По словам главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, Киев получит их в ближайшее время.
Однако еще в марте глава Пентагона Ллойд Остин говорил, что истребители четвертого поколения понадобятся Украине лишь в будущем.
- Богдан, чем вызван радикальный разворот в стратегии Белого дома, который ранее долгое время отказывался разрешать использование этих истребителей украинской армией?
- Никакого разворота в реальности не было. Украину изначально готовили к тому, что будет использован весь спектр американской техники. Но риторика использовалась самая разная, чтобы не вызывать слишком резких ответов со стороны России.
Думаю, что в Германии, Израиле, Польше, где на вооружении находится F-16, уже давным-давно обучают украинских пилотов, готовят пилотов из наемников, которые находятся в отставке.
Так же ранее считалось недопустимым использование танковой техники на поле битвы, но вдруг по волшебному щелчку пальцами Украине решили поставлять танки. Это же касается и дальнобойных ракет.
Сразу после объявления о передаче Украине Storm Shadow был нанесен удар по Луганску. Это говорит о том, что эти ракеты были давно поставлены на Украину и наверняка было проведено обучение украинского персонала. Так что решение о передаче F-16 Украине было принято давно.
- А каким тогда будет следующий шаг Запада по военной поддержке Украины?
- Военные эксперты сходятся во мнении, что это может быть изменение статуса Черного моря со стороны Турции под давлением западных стран. Турция может отказаться от соблюдения конвенции Монтрё и пропустить в черноморскую акваторию большое количество военных кораблей стран НАТО, которые не относятся к странам черноморского бассейна.
Потому что флоты Болгарии и Румынии – очень скромные по своим масштабам. Так что вполне вероятно, что нам придется сражаться с военными кораблями стран НАТО на пространствах Черного моря.
Остается открытым вопрос, будет ли в этом принимать участие Турция, поскольку она тоже член НАТО, или она лишь пропустит корабли через проливы. Это возвращает нас к старому и подзабытому вопросу о проливах, которые должна контролировать Россия.
- Проблему проливов не смогли решить русские императоры и Иосиф Сталин. Как будет действовать политическое руководство России?
- Русские императоры вполне могли бы решить проблему России, если бы не Революция в России, не смута. Россия должна была стать одной из стран-победительниц в первой мировой войне. И в этом случае она получила бы проливы на фоне развалившейся Османской империи.
Но, к сожалению, революции поставили точку в этом вопросе.
Да, Сталин и руководители СССР не могли решить этот вопрос, но давление на Турцию и на тех, кто за ней стоял, он оказывал. Из Турции были убраны крылатые ракеты "Першинг", а Громыко добился отмены ограничений на проход любых советских судов через проливы путем военных угроз в адрес руководства Турции.
Сейчас многие скептики сходятся во мнении, что использования ядерного оружия в этом конфликте избежать не удастся. Вопрос только в его масштабах.
Если руководство Турции это понимает, то тоже должно взвешивать риски и преимущества от того, в каких союзах и с кем будет взаимодействовать. Риск, который стоит перед руководством Турции, заключается в том, что они могут оказать давление на Россию, но при определённой эскалации получить удар.
При этом евроатлантическая солидарность вряд ли будет играть особую роль, и за Турцию кто-то будет вступаться, рискуя получить такой же удар. Скорее всего, страны, которые получат ядерные удары, останутся с ними наедине, как и сих последствиями.
Но пока уровень эскалации для использования этого оружия недостаточен.
- А когда мир подойдет к точке невозврата?
- Чем больше будут втягиваться страны НАТО на европейском континенте в войну против России, тем более велик будет риск получить этот удар.
Если сейчас на территорию Украины придут контингенты западноевропейских стран, ФРГ, Франции, Бельгии. Если части ВВС будут базироваться в Польше и Румынии, а в Черное море зайдет флот Великобритании, риск применения ядерного оружия возрастает многократно. Если не по территории этих стран, то против вооруженных сил этих стран.
Для Турции это должно быть особенно рискованно, потому что она находится ближе, чем, например, Великобритания. Мы можем нанести ядерный удар по британскому флоту в акватории Черного моря, но Турция столкнется с последствиями этого удара.
- Примечательно, что недавний саммит G7 прошел в Хиросиме…
- Да, это очень символично. При этом ни один из американских и японских политиков так и не упомянул о том, кто же нанес ядерный удар по Японии. Это хорошо показывает, что все страны G7 – вассалы или протектораты США.
Япония – это откровенный протекторат США, так же как и Германия. Это страны-колонии, привилегированные, по сравнению со странами Африки.
- Против кого был в большей степени направлен саммит? Против Китая или России?
- В равной степени. Сейчас на острие борьбы находится Россия, Китай тоже ждет своей участи. И этого никто не скрывает.
Эксперты и политики в США говорят о том, что столкновение с Китаем произойдет в 2026-27 годах. И откровенно говорят, что США нужно подготовиться к этому конфликту.
Китай тоже готовится к этому конфликту, потому что имея между собой товарооборот в 600-700 млрд долларов, долговые обязательства США на триллион долларов, нужно хорошенько подумать, что со всем этим делать. Кем заменить США в международной торговле и что делать с трежерис (государственные долговые ценные бумаги – ред.), потому что при конфликте КНР и США они превратятся в горшечные черепки.
- Важное событие последних дней – освобождение Артемовска. Часто говорилось, что бои за этот город имели символическое значение для режима Зеленского, а что эта победа значит для нас?
- В значительной степени символизм Бахмуту придавала украинская сторона. Раньше такой же сакральный и судьбоносный смысл придавали городу Соледар.
Стратегического значения Бахмут не имеет. Но для нас это, во-первых, явный военный успех, пусть и достигнутый в течение кровопролитных боев, а во-вторых, под Бахмутом перемололи большое количество украинских военных и техники. Бахмут оттянул на себя значительные резервы и несмотря на попытки охватить его с флангов, наши вооруженные силы смогли нивелировать эти удары и освободить город.
Здесь украинская верхушка сама себя загнала в ловушку. Сделав из Бахмута символ сопротивления Украины, они были вынуждены перебрасывать туда новые части, которые там успешно перемалывали.
В итоге, потеряв город-символ, они потеряли значительное количество своего военного потенциала, который не просто восстановить даже с помощью западных танков и F-16.
В том-то и состоит опасность, что после нивелирования человеческого потенциала ВС Украины, его место займут солдаты западных стран. И это может означать резкую эскалацию конфликта. А со стороны США и других стран Запада мы не видим стремления к компромиссу.