По всей Украине до сих пор разбросаны сотни санаториев и бывших госпиталей, большинство из которых с 1990х стоят полузаброшенными. Строили их преимущественно после Великой отечественной для бесплатного лечения массы раненых (уже в 1960-х перепрофилировав для гражданских лиц).
В ходе СВО сотни тысяч военнослужащих ВСУ получили ранения, но отношение украинского государства к ним можно свести к двум подходам: 1) лечитесь и реабилитируйтесь за свой счет; 2) возьмите их кто-нибудь на лечение на Запад и сами оплатите их счета.
Во вторую категорию, как правило, попадают раненые боевики-националисты или опытные военнослужащие, владеющие дефицитными специальностями. Все прочие фактически остаются один на один со своими проблемами, никому не нужные, кроме своей семьи.
Огромный наплыв раненых пришелся как раз на тот момент, когда заработала медицинская реформа имени Ульяны Супрун, целью которой было сокращение лечебных учреждений и усложнение получения медицинской помощи.
Бывший теробороновец Виталий К., злобно ругаясь, ковыляет прочь от больницы, где в очередной раз не дождался приема врача, запись на который многократно усложнили. Осколочное ранение, по его словам, он получил уже больше года назад под Ирпенем в Киевской области. Два осколка засели в пятке и колене. Извлечь их возможно, но на операцию требуют таких денег, которых у него нет. Бесплатная операция в принципе возможна, но на нее необходимо становиться в очередь, которая по факту не движется уже больше года.
"Приходите завтра, а лучше – на следующей неделе" - слышит он каждый раз в больнице. В других медучреждениях у него берут номер телефона и обещают позвонить, как только появится возможность. Никто ни разу не перезвонил. "Врачи с ухмылкой намекают: "Ну, вы же там получаете по 30 тысяч…". Только никто ж из нас таких денег и тогда не видел, а сейчас действующим военнослужащим еще больше сократили", - жалуется Виталий.
В одном из недавних видеоВСУшник рассказал, что когда боец ВСУ получает ранение или контузию, его эвакуируют в госпиталь, но там дают только обезболивающее, а лечиться приходится за свои собственные деньги.
В Черкасской области недавно возник скандал, после того как местная журналистка Янина Соколова показала жуткие условия, в которых проходят реабилитацию ВСУшники, воевавшие под Бахмутом (перед новым броском на фронт), в заброшенном 10 лет назад санатории. На видео видны комнаты с облупленными стенами, заваленные мусором. В помещении нет кроватей. Подушки и матрацы, постеленные на полу, – от местных жителей, по словам одного из военнослужащих. Электричество им тоже пришлось проводить там самостоятельно.
При этом даже раненый украинский военнослужащий в госпитале не освобождается от "мовных" проблем. На днях, например, одиозная украинская писательница-националистка Лариса Ницой сама поведала, как раненому в госпитале сделала выговор за слово "спасибо", посоветовав "русский язык оставлять в окопах".
Британская The Guardian в репортаже из украинского госпиталя приводит слова военнослужащего Владимира Кучеренко, который заявил, что "демобилизация после второго ранения заставила его чувствовать себя встревоженным и никчемным".
Украинский Telegram-канал "Легитимный" обращает внимание на то, что за государственный счет на Украине могут лечиться или получить протезы лишь те единицы, которые пиарят украинский режим. "Проблема в том, что раненым ВСУшникам впоследствии приходится лечиться за свой счет или собирать деньги на протезы, дорогое лечение и восстановление, (протезы стоят от 10.000$ и выше), но государство на это деньги не выделяет. Только единицам удается получить полный пакет помощи от государства, но это надо пройти 9 кругов "бюрократического ада" или быть неким публичным человеком", - пишет "Легитимный".
Нередко раненых ВСУшников выписывают до реабилитации, чтобы сразу же поставить снова в строй, хотя некоторые заявляют, что еще не могут двигать рукой или ногой, а также испытывают боли. И это порождает уже другую коррупционную схему – взятки не за лечение, а за справку о непригодности. На днях в Одессе был задержан начальник одного из военных мобильных госпиталей, сообщает областная прокуратура. Медика взяли на получении $10 тысяч долларов США от раненых и больных военнослужащих ВСУ. Он регулярно требовал и брал взятки от раненых военных за влияние на врачей военно-врачебной комиссии, чтобы получить справки о непригодности к военной службе.
Инвалидов на улицах Украины становится слишком много, что в какой-то степени оказывает деморализующее влияние на остальное население. Их сторонятся, от них отводят взгляд, как от нищих на вокзалах, но их становится больше с каждым днем. В будущем они вряд ли смогут зарабатывать гастарбайтерами в Польше и Чехии. На Украине для них посильной работы тоже найдется немного.
И западные партнеры Украины, подталкивающие ее руководство на контрнаступление, тоже не возьмут сотни тысяч калек на пожизненное содержание.