Как работает украинская пропаганда. Анализ западных экспертов

В апреле 2023 года был опубликован отчет "Информационный фронт Украины: Стратегическая коммуникация во время полномасштабного вторжения России в Украину", подготовленный по заказу оборонного ведомства Швеции
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Примечательно, что область исследования, результаты которого были представлены в отчете, авторы отнесли к научной сфере анализа готовности к кризисным ситуациям и созданию системы гражданской обороны.
Замысел исследования состоял в том, чтобы понять, как сработали украинские коммуникации в первый год СВО или, по терминологии официального Киева, «полномасштабного вторжения».
Важно, что внедрение в массовое сознание и информационный дискурс именно такой трактовки событий февраля 2022 года выступает примером сетецентрической информационной операции (подробнее читайте здесь).
Эмпирической базой исследования стали часовые интервью с 40 украинскими специалистами, работающими в области коммуникаций, проведенные в октябре прошлого года. Интервью проводились с теми, кто состоит в украинском проекте «The communication effort».
В интервью были вопросы о гражданских коммуникациях и формировании информационных дискурсов в период войны, которые должны организовывать в обществе правительственные структуры, СМИ, общественные, гражданские и волонтерские организации.
Теоретической основой исследования стали методологические разработки ведения информационных войн, создания стратегических коммуникаций и управления информационной безопасностью.
Как работает украинская пропаганда: наглядный разбор создания фейка на примере одного СМИУкраинское издание "Страна.ua" 1 мая выпустило статью под названием "Осталось чуть больше года. Как украинцы, не взявшие паспорт РФ, станут "иностранцами" у себя дома". В этой публикации утверждается, например, что граждан с украинскими паспортами будут депортировать с возвращенных в состав РФ территорий в течение трех дней.
Авторы отчета понимают стратегическую коммуникацию в соответствии с концепцией НАТО как «скоординированную и целенаправленную коммуникацию государства или организации, основанную на публичной дипломатии, связях с общественностью, военных связях с общественностью, информационных операциях и/или психологических операциях».
«Это определение стратегической коммуникации согласуется с гражданской и военной доктриной Украины, которая с 2015 года разрабатывается на основе концептуальных рамок НАТО, — уточняется в отчете, — создание стратегических коммуникаций в украинском обществе сосредоточено на координации, интеграции и синхронизации правительственных учреждений и гражданского общества с акцентом на производство и продвижение унифицированных сообщений, которые соответствуют национальным ценностям и адаптированы для различных целевых аудиторий».
Действительно, с 2014 года на Украине создается система стратегических коммуникаций, в которой координируется взаимодействие между правительственными структурами и гражданским обществом.
Для достижения поставленных целей был запущен широкий спектр просветительских инициатив при поддержке Запада, направленных на противодействие «российской информационной войне». Это подтверждается авторами отчета.
При этом авторы честно заявляют, что украинский опыт является «неисчерпаемым источником» и эксклюзивным опытом формирования стратегических коммуникаций в ходе военного противостояния с Россией. Причем опыт ценен в первую очередь не самой Украине, а представителям международного военно-экспертного сообщества.
Исследование касалось анализа формированию стратегических коммуникаций в четырех сферах общества:
1) в государственном секторе — то, что создается правительственными спикерами, политиками;
2) в военном — через военных и волонтеров;
3) в информационном — в СМИ, социальных медиа, блогерских сообществах;
4) в гражданском — через волонтерские структуры и общественные организации.
Использование при формировании сети коммуникаций не только сферу СМИ, но и всей социальной палитры жизни человека и является основным принципом сетецентризма. Что и подтверждают авторы приведенного отчета.
"Денацификация Европы". Финский политолог объяснил, зачем европейские СМИ ведут нацистскую пропагандуЕвропейские СМИ заняты агрессивной нацистской и антироссийской пропагандой и нуждаются в денацификации. Об этом рассказал в интервью Украина.ру финский политолог и общественный деятель Йохан Бекман
Результаты осуществления сетецентрических операций в украинском социуме выступают уникальными данными, по словам авторов отчета, и будут использоваться для создания сетей в западных обществах.
Дословно это звучит так: результаты «могут быть использованы для развития возможностей Вооруженных сил Швеции и ее союзников в области стратегической коммуникации и управления информационной безопасностью».
То есть украинское общество, по сути, сейчас выступает экспериментальным полигоном для когнитивных операций с использованием сетеценрических механизмов.
Остановимся подробнее на информационной сфере.
В качестве ресурсов для создания успешных коммуникаций в СМИ в отчете указывается президент Украины Владимир Зеленский и его супруга Елена.
«Большая ошибка видеть в Зеленском единственного инициатора; это все общество», — цитата из отчета.
Елена Зеленская стала «национальным и международным выразителем интересов человека в войне». Фактически президентская чета выведена из информационно-политического дискурса, скорее они внедрены в военно-гражданскую сферу современного украинского социума.
В информационной среде значимыми являются три аспекта формирования коммуникаций: их координация — как распространяется информация; их повествование — как доносится информация; их стиль — с какими смыслами доносится информация.
Уже при анализе этапа распространения информации авторы отчета указывают на «сложные цепочки командования», «ненужные бюрократические процедуры», усложняющие «быстрые способы коммуникации».
Среди проблем развития коммуникационных возможностей указывается «нескоординированный хаос», «риск того, что различные государственные органы разрабатывали отдельные коммуникационные возможности, которые в конечном итоге могли бы конкурировать за ресурсы вместо того, чтобы объединять их вместе».
Вторая проблема украинских коммуникаций в информационном поле заключается в том, что «международная аудитория может потерять интерес к Украине» и «кремлёвские нарративы приобретут популярность на Западе».
Артём Ольхин: Украинская пропаганда росла в американских джинсах и на канадских витаминкахКак зарождался "стильный, модный, молодежный харьковский разлив украинского национализма", изданию Украина.ру рассказал историк, заместитель министра информации ДНР Артём Ольхин
Таким образом, в течение первого года конфликта Украина при серьезной западной поддержке системы коммуникаций и создания необходимых массмедиа на протяжении последних десяти лет, не дала должных результатов. Что и констатируют авторы отчета.
К осени 2022 года «мы сосредоточили нашу работу на синхронизации, сотрудничестве и принципе единогласия» и был создан отдел стратегических коммуникаций, который «работает в координации с другими ведомствами и разрабатывает информационные материалы для ВСУ».
Нарративы военной повестки должны были быть направлены на военных и оборонный сектор в целом, украинское общество и отдельно международное сообщество («главным образом Запад»). Однако руководство ВСУ стало присутствовать в социальных сетях далеко не сразу, что ограничивало доступ «для широкой украинской аудитории».
Только к осени 2022 года ВСУ «поняли важность присутствия в социальных сетях из-за растущего интереса общественности услышать мнение военных парней», и уже к началу октября 2022 года был запущен аккаунт в Twitter Валерия Залужного.
Примечательно, что информационную компанию ВСУ ведут на Украине рекламные агентства, специалисты по PR, IT и дизайну.
Коммуникационные усилия Украины оцениваются как эффективные, в первую очередь в направлении создания военного дискурса не только внутри украинского общества, но и вовне — в международном пространстве.
При этом утверждается, что Украина проигрывает информационную кампанию на Западе по получению военной поддержки. Отсутствует оперативная безопасность — передача надежной информации без разглашения конфиденциальной, также присутствует информационная война со стороны России.
Обсуждая «российскую информационную войну», отчет приводит стандартные пропагандистские штампы вроде «Россия не смогла повлиять на наших военных; наши военные все еще сражаются!», «когда Россия пыталась посеять панику среди наших мирных жителей, им это не удалось. Наше общество очень сплочено, гораздо сильнее, чем раньше».
Однако тут же приводятся опасения: «Мы переживаем масштабные информационные кампании против нашего населения»; «Кампании направлены на охват всех типов аудитории в нашей стране», но что больше всего беспокоит украинских коммуникаторов — это влияние России на «международную аудиторию».
Признается, что украинские военные стали «мишенью "информационно-психологических кампаний"», и «много российских информационных ресурсов тратится на социальные сети и веб-сайты».
Антон Коробков-Землянский: ЦИПсО и ЦРУ ведут целенаправленную пропаганду против России Президент России Владимир Путин предложил заменить "Википедию" на российский аналог. Об этом он заявил в ноябре 2019 года на заседании Совета по русскому языку.
Как должна распространяться информация на Украине? Медиаландшафт военного времени на Украине должен быть контролируемым. И здесь указываются две проблемы: доминирование контролируемых олигархами медиакомпаний на телевидении и рост альтернативного общественного интернет-пространства — «Телеграм».
Поэтому действия украинского государства по реформированию украинского медиаландшафта, а именно закрытие ряда каналов и одноканальная приватизация медиаактивов, авторами отчета приветствуется.
Обозначается еще одна проблема.
«Аудитория хочет знать, что происходит в Херсоне или Запорожье, но это совершенно секретно. Мы должны обсуждать эти вопросы, а вместо этого мы говорим о российских войсках и российском оружии», — говорится в отчёте.
Гражданское общество.
В гражданском секторе коммуникации концентрировалась вокруг проектов украинского StopFake — «Мы — Украина», «Улица Украины» по переименованию улиц и изменению топонимики украинских городов.
В ход идут PR-приемы цифровой среды — мемы, троллинг и провокации. Здесь помощь в построении коммуникации оказывают структуры Ukrainian Meme Forces, Saint Javelin и NAFO.
Среди проблем указывается отсутствие успеха в международном пространстве и невозможность достичь необходимого охвата аудитории внутри России: «Возможности Украины и остального мира очень ограничены. Они (Россия) создали информационную систему по всей стране, и в данном случае это было успешно».
Вторая проблема — «беспокойство о том, чтобы сохранять бдительность и не стать жертвой собственной пропаганды»:
«Не хватает кого-то, кто объяснил бы реальную картину и грядущие реальные трудности, реальный эффект от ракет, экономические проблемы, энергетику и так далее»; «Слишком много отшлифованных надежд рискует породить нереалистичные ожидания и навредить долгосрочной устойчивости», — приводятся цитаты интервьюеров.
Третья проблема — личная усталость:
«Через восемь месяцев нам нужно восстановить связь с самими собой, сделать глубокий вдох», — говорит один из экспертов исследования.
Утомлённые пропагандой. Как Украина видится из Южной Америки В прежние времена, попав в любую дальнюю заграницу без заметной украинской диаспоры, мы знали: почтальоны или гостеприимные аборигены немедленно начнут путать название нашего юного государства в лучшем случае с одним из осколков Югославии, а в худшем — то ли с Угандой, то ли с Австралией
Четвертая проблема — построение стратегических коммуникаций в сфере информационной войны в адрес России: «Ожидания были высокими, но результаты пока оказались меньше ожидаемых». Указывается, что в случае, если поддержка Украины ослабнет, Россия одержит победу:
«Это означает, что борьба на информационном фронте по-прежнему будет центральной и что Россия на этом фронте вполне может усилиться».
Приведенные в отчете проблемы украинской пропагандистской машины могут вызывать некоторый оптимизм. Но необходимо учитывать, что перед стратегическими коммуникаторами Украины поставлена задача по внедрению украинских дискурсов в российское информационное поле.
Рекомендуем