ЕС хочет закрыть доступ в свои порты судам, обходящим санкции против РФ
В Брюсселе обсуждают запрет на вход в порты стран-членов Евросоюза судам, которые пытаются обойти антироссийские нефтяные санкции. Об этом 8 мая сообщило американское агентство Bloomberg, получившее доступ к документам ЕС из одиннадцатого пакета ограничительных мер против России.
"Поскольку предельные цены на российскую нефть и нефтепродукты уже установлены, основное внимание сейчас уделяется устранению лазеек и более эффективному соблюдению ограничений", – пишет агентство. Для обхода санкций используются "мошеннические практики", считают в ЕС.
"Судам, которые подозреваются или уличаются в попытке обойти потолок цен в отношении российской нефти, должен быть запрещен вход в европейские порты и шлюзы", – отмечается в документах.
По данным агентства, Еврокомиссия (ЕК) зафиксировала среди транспортных компаний "резкое увеличение числа обманных действий и связанных с ними экологических рисков". Основными пунктами перевалки российской нефти с судна на судна в юрисдикции ЕС называют испанский анклав Сеута в Северной Африке и побережье Греции недалеко от порта Каламата.
8 мая 2023 года представитель Еврокомиссии Эрик Мамер заявил о завершении подготовки проекта одиннадцатого пакета санкций, он уже передан странам Европейского Союза для согласования. В новом пакете ЕС попытается снизить эффективность обхода санкций и использования путей и транзакций, не поддающихся контролю ЕК. В частности, речь идет о блокировании мер России по противодействию потолку цен на нефть и нефтепродукты.
Европейский чиновник отметил, что представители ЕС обсудят предложения Еврокомиссии уже в будущую среду. Он также отказался давать какие-либо комментарии относительно мер, которые были разработаны для этого пакета.
В тот же день британское агентство Reuters сообщило, что Еврокомиссия составила список предложений по одиннадцатому пакету санкций против РФ, в котором два списка: а) стран, якобы помогающих РФ обходить санкции, б) товаров, экспорт которых будет запрещён. Однако ЕС планируют вводить ограничения против третьих стран, заподозренных в нарушении режима антироссийских санкций, только в крайнем случае, сообщило агентство со ссылкой на европейского дипломата.
"Пока это будут пустые сосуды, которые потом можно будет наполнять по мере необходимости, – пояснил Reuters дипломат ЕС. – Суть в том, чтобы стараться никогда не использовать их, а сначала провести дипломатическую работу и предложить техническую помощь. Только в крайнем случае мы будем прибегать к этой угрозе".
Напомним, потолок цен на перевозимую по морю российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель был введён коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и Австралия) 5 декабря 2022 года. С 5 февраля 2023 года установлен потолок цен на российские нефтепродукты, который для премиальных нефтепродуктов составляет 100 долларов за баррель, а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти – 45 долларов за баррель.
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
Россия предупредила, что не будет поставлять нефть в рамках потолка цен. 27 декабря 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, который запрещает продажу нефти иностранным лицам по контрактам, в которых используется механизм фиксации предельной цены, на всех этапах поставок до конечного покупателя.
При этом ещё с лета 2022 года начала активно развиваться экосистема поставок нефти, независимая от западных услуг, в том числе сервисы страхования и флот танкеров. Консалтинговая компания Trafigura оценивает "теневой флот" танкеров, перевозящих российскую нефть, в 650 судов, компания Gunvor – в 300-400 судов. По данным СМИ, танкеры, которые перевозят российскую нефть, довольно старые – их средний возраст, как правило, больше 25 лет.
В связи с этим уже возникали опасения, что западные санкции против морского экспорта российской нефти и нефтепродуктов повышают риск инцидентов с разливом нефти. Особой зоной обеспокоенности стал пролив Эресунн между Данией и Швецией, который остается важным торговым маршрутом для поставок российской нефти.
Но этот вопрос беспокоит не только ЕС. В конце февраля 2023 года правительство Индии ввело ограничения на заход в порты для погрузки и разгрузки нефтяных танкеров, сухогрузов и судов общего назначения старше 25 лет, зарегистрированных в стране или ходящих под флагом иностранного государства. Для захода в индийский порт старого судна ему понадобится специальное исключение из правила.
Не исключено, что именно из-за сложностей с поставками нефти в Индию, Владимир Путин скорректировал указ о контрпотолке цен на нефть и нефтепродукты, выведя из-под запрета на поставки в рамках потолка цен "действующие контракты с дружественными странами".
Американские энергетические инвестиции на Украине угрожают стране
Украина столкнулась с новой угрозой, которая исходит не от России, написал 5 мая в колонке для Newsweek доктор Майкл Шенк, директор Carbon Neutral Cities Alliance (Альянса углеродно-нейтральных городов). Американские энергетические компании, использующие конфликт на Украине в корыстных целях, переживают "нефтегазовую лихорадку". Под предлогом "освобождения" Украины от зависимости от российского импорта "грязных" энергоносителей произошел скачок инвестиций в нефтегазовую инфраструктуру страны, которая после своего создания будет существовать ещё долгое время.
Эта нефтегазовая лихорадка приводит к проблематичной зависимости Украины от "грязной" энергии. Ведь даже произведённая ради благородного дела, эта энергия всё равно остается "грязной", и по-прежнему вызывает потепление на планете. Эту истину необходимо повторять, в то время как украинцы стремятся избавиться от всего русского. Но есть более серьёзная проблема безопасности, которую поднимает эта американская "грязная энергетическая лихорадка" на Украине, считает эксперт по вопросам устойчивого развития.
"Будущий облик украинской инфраструктуры – её энергетических систем и застроенной территории – угрожает стране новыми войнами, большей незащищенностью и большими перебоями в поставках. Всё потому, что американские компании прямо-таки провоцируют новую войну, стремясь построить большие централизованные системы, как это делали наши разбойники с большой дороги в других зонах боевых действий. Но это не сделает Украину более безопасной, точно так же, как не сделало более безопасными Ирак или Афганистан. На самом деле это делает страну более, а не менее уязвимой" – пишет Майкл Шенк.
Все эти американские подходы к "спасению Украины" и "освобождению" её от зависимости от России укрепляют централизованную энергетическую систему. И это именно то, что Украине не нужно. Ей необходимо децентрализовать свою энергетическую систему, а не централизовать её.
"Большие атомные электростанции и крупные угольные, газовые и нефтяные объекты предоставляют для врагов более крупные цели для бомбежек, саботажа или взлома. Сделайте маленькую электростанцию, и вы повысите энергетическую безопасность страны. Осуществляйте энергоснабжение на местном уровне, и вы повысите энергетическую независимость страны. Внедряйте микроконтроллеры в свою энергетическую сеть, и вы повысите энергетическую надежность страны. И единственный способ сделать это – использовать децентрализованную возобновляемую энергию с помощью таких устройств, как солнечные электростанции и тепловые насосы. Нужно строить здания настолько энергоэффективно, насколько это возможно, чтобы использовать как можно меньше энергии – вот еще один трюк в руководстве по энергетической безопасности" – отмечает доктор Шенк.
По его мнению, именно так должна выглядеть "зелёная" реконструкция Украины, как с точки зрения энергетических систем, так и с точки зрения застройки. "Не атомная версия Westinghouse, не версия Big Oil, не версия Big Coal и не версия Big Gas. Это просто повторение большой энергии, которая ставит большую цель перед большой системой. Пока же всё, что мы получаем [на Украине], – это большая угроза безопасности для людей, живущих рядом с электростанцией и зависящих от неё" – подчёркивает американский эксперт.
"Если мы действительно хотим помочь народу Украины и его безопасности, как утверждают американцы, такого рода чистая реконструкция – это то, что выведет страну на более стабильный путь: рабочие места, локальное снабжение электроэнергией и контроль. Стратегия, ориентированная в первую очередь на Украину. Ничто не может быть более патриотичным. И ничто не может быть более энергетически безопасным" – подытожил Майкл Шенк в колонке для Newsweek.