В минувший вторник, 2 мая, Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» сообщила, что совместно с польским оператором системы передачи электроэнергии Polskie Sieci Elektroenergetyczne (PSE) модернизировала «мощную линию электропередачи между Польшей и Украиной». По информации компании, восстановленный интерконнектор с Польшей функционирует с 27 апреля 2023 года и успешно работает в тестовом режиме.
«Эта линия усилит связи между украинской и европейской энергосистемами. Если потребности будут другими, мы сможем импортировать электроэнергию из Европы. Эта линия составляет дополнительный элемент европейской энергетической безопасности и способствует развитию стабильной энергосети в Украине», — отметил председатель правления «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий.
Общая протяженность линии составляет 395 км, более 70% из них проходит по территории Украины. Линия подключена к магистральной энергосети через открытое распределительное устройство на «одном из украинских энергообъектов», сообщили в «Укрэнерго».
«Основной объём работ был выполнен в этом узле, чтобы произведенная украинской энергосистемой электроэнергия могла быть преобразована на европейское напряжение 400 кВ и передана в Европу. 125 специалистов (45 сотрудников «Укрэнерго» и 80 подрядчиков) работали на строительстве объекта со стороны Украины в течение пяти месяцев во время войны», — добавили в компании. Общая стоимость проекта составила 350 миллионов гривен. Кроме того, около 100 тонн необходимого оборудования было предоставлено бесплатно польскими партнерами.
На этом пресс-релиз закончился. Ни название «одного из украинских энергообъектов», ни конечная точка ЛЭП в Польше в нём просто не были упомянуты, хотя на самом деле всем известно, что речь идёт о Хмельницкой АЭС и линии электропередачи до Жешува. Правда, украинские СМИ, которые об этом написали, ссылались на сообщение польского оператора PSE, который 2 мая объявил тендер на передачу электроэнергии по этой ЛЭП с 15 по 31 мая 2023 года.
Пропускная способность пересечения в тендерной документации — 200 МВт, причём в обоих направлениях. В PSE отметили, что пока мощности будут предоставляться посредством несогласованных ежемесячных тендеров — до тех пор, пока операторы двух стран не начнут проводить ежедневные скоординированные тендеры.
Также польские СМИ напомнили историю ЛЭП Хмельницкая АЭС — Жешув. Линия, построенная в 1980-х годах (первый блок ХАЭС был запущен в 1987-м), была рассчитана на напряжение 750 кВ, но с 1993 года не эксплуатировалась. Восстановить её работу в режиме 750 кВ было невозможно, в том числе из-за несоблюдения экологических норм и отсутствия соответствующих технических стандартов в ЕС. Поэтому PSE совместно с «Укрэнерго» решили перевести ЛЭП на 400 кВ, и создать синхронную связь между польской и украинской энергосистемами. Мощность советской ЛЭП составляла 1300 МВт, о мощности новой не сообщается.
Запуск линии «ХАЭС — Жешув» позволит не только расширить мощности передачи физически, но и успокоить европейцев по поводу частотных колебаний в украинской энергосистеме, к которым у них много замечаний, сообщил украинской редакции издания Forbes на условиях анонимности руководитель крупной энергетической компании. Для решения проблемы колебаний Украина должна была установить статкомы — оборудование, призванное стабилизировать низкочастотные колебания. «Линия "ХАЭС — Жешув" лучше любого статкома», — сказал Forbes один из высокопоставленных чиновников «Укрэнерго».
При этом издание приводит информацию, что работы по модернизации ЛЭП взялась выполнить корпорация «Союз» за 238,6 миллиона гривен и линию должны были запустить до конца 2022 года. В результате получилось почти на 120 миллионов гривен больше, и на четыре месяца дольше — хотя никаких ударов по маршруту ЛЭП не было.
Как планируют делить доходы украинский и польский операторы? В прошлом году компания «Укрэнерго» получала 100% дохода с аукционов по доступу к межгосударственным пересечениям, на чём неплохо зарабатывала. В 2022 году Украина экспортировала электроэнергию в ЕС в течение июня — октября, и заработала на этом почти $ 590 миллионов, по данным Государственной таможенной службы. Этому способствовали высокие цены на электроэнергию в ЕС: в Словакии и Румынии цена за 1 МВт·ч составляла $ 400, тогда как на Украине — $ 89.
Но в Европе распространена практика, когда операторы соседних стран делят доходы пополам. Именно это остановило экспорт украинской электроэнергии в Словакию. Но с восстановленной ЛЭП ситуация зеркальная: поскольку польская сторона проведёт тендер раньше украинской, то польский оператор получит весь доход за доступ к пересечению. «Придется подписывать соглашение, чтобы поляки передали Украине половину полученных доходов», — говорит чиновник из «Укрэнерго».
Но будет ли подписан такой договор, пока неизвестно. «Украине сейчас не принципиально иметь право использовать всю возможную пропускную способность новой линии электропередач. Это неважно: для больших объемов экспорта недостаточно профицитной электроэнергии, а много импортировать не будет необходимости», — заявил Forbes директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Однако в профессиональной среде ходят упорные слухи, что на самом деле вся электроэнергия со второго энергоблока ХАЭС (1000 МВт) со временем будет поставляться в Польшу. Проект выведения этого энергоблока в «польский энергоостров» ещё перед его запуском в эксплуатацию в 2004-м обсуждал с тогдашним президентом Украины Леонидом Кучмой польский миллиардер Ян Кульчик. Позже он делал подобные предложения президентам Ющенко и Януковичу, но фактически идею реализовали только сейчас.
Не исключено, что это сделано по команде из США. Ведь ещё в августе 2021 года Национальная энергетическая компания Украины «Энергоатом» и американская электротехническая компания Westinghouse electric подписали меморандум о совместном строительстве пяти энергоблоков АР1000 на украинских АЭС. Причём первые два должны быть возведены на Хмельницкой АЭС, а ещё один — на Ровенской АЭС, о чём киевские власти сообщили в августе 2022 года. При этом Ровенская АЭС с июля 2022 года использует топливные сборки Westinghouse на реакторе российской модели ВВЭР-1000.
А в конце февраля 2023-го польская энергетическая компания Orlen Synthos Green Energy (OSGE) инициировала проект высоковольтной ЛЭП между Ровенской АЭС и польским городом Хелм для импорта украинской электроэнергии. Речь идет о строительстве линии 400 кВ протяженностью около 175 км от города Вараш, где расположена РАЭС, до Хелма. Длина польской части ЛЭП составит 23 км.
В конце 2022 года OSGE подала заявку в Европейскую комиссию на внесение строительства этой ЛЭП в список проектов, представляющих взаимный интерес (PMI), чтобы получить финансирование на строительство от ЕС. Стоимость прокладки линии составляет более 297 миллионов евро. ЛЭП должна обеспечить передачу энергии на уровне около 1000 МВт — то есть речь также идёт о полной мощности одного энергоблока Ровенской АЭС. Строительные работы должны начаться в начале 2025, а ввести объект в эксплуатацию планируют летом 2026 года.
Таким образом, вложив небольшие по европейским меркам средства (причём в значительной мере не свои), Варшава фактически получит в своё распоряжение два энергоблока-гигаватника на территории Западной Украины — то есть неподалёку от Восточной Польши, развитие которой тормозится из-за энергодефицита.
Правда, первыми выгоду от новой ЛЭП получат не польские предприниматели, а военные США, дислоцированные на базе рядом с аэродромом Жешува, превращённого в крупнейший в мире хаб по поставкам оружия Киеву.