Алексей Фененко: Россия должна жестко наказать Украину за атаку на Кремль

Когда США и Европа увидят, что Россия готова на жесткие меры, они немедленно попытаются пойти на мирные переговоры, вспоминая опыт войны в Грузии. В противном случае у Вашингтона будет расти ощущение, что Россия не отвечает. Запад снимет последние сомнения в поставке военных истребителей и другого оружия
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Почему Россия должна жестко наказать Зеленского и Запад за нападение на Кремль, в интервью изданию Украина.ру объяснил профессор факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт РСМД Алексей Фененко.
— Алексей Валериевич, ВСУ ударили по Москве 3 мая. Почему выбрана эта дата?
— Я думаю, дата вообще не имеет никакого значения. Это продолжение политики, которую проводят Украина и её западные союзники.
Обстрел начинали с наших территорий в течение года, затем осенью перешли уже на более крупные атаки — например, на базу стратегических бомбардировщиков. А теперь начинаются атаки на правительственные учреждения. Только и всего — это третий этап действий ВСУ.
— Эксперт из Франции Ксавье Моро высказал мнение, что атакой на Кремль Запад тестирует Россию на готовность применить ядерное оружие. Вы согласны с такой точкой зрения?
— Абсолютно точно. Даже если не применить ядерное оружие, необходимо жёстко ответить. И если Россия этого не сделает, агрессия Запада и Украины будет продолжаться по нарастающей.
Алексей Фененко: кто онДоктор политических наук, профессор Факультета мировой политики МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперт РСМД
Американцы ещё в 1960-х годах разработали теорию эскалации. Она основана на постулате, что можно вести военные действия, не применяя ядерное оружие.
Логика американцев проста: мол, во Вторую мировую войну никто не применял химическое оружие, почему этого не может быть с ядерным? Но сначала надо проверить, готов ли ваш противник пойти на его применение в условиях конфликта низкой и средней интенсивности. Для этого нас и тестируют подобными акциями.
— Есть гипотеза, что так называемое украинское контрнаступление планируется на майские праздники, то есть на самые ближайшие дни. Как вы считаете, это возможно?
— Возможно все. На Западе окрылены тем, что произошло в прошлом году, поэтому они считают, что можно продолжать наступление.
Главное даже не наступление — я боюсь другого. Наступление ВСУ — это мелочь на фоне более серьёзной проблемы. Поскольку мы не отвечаем должным образом, а делаем жесты доброй воли, на Западе растёт уверенность, что в случае прямого военного конфликта с НАТО Россия не применит ядерное оружие.
Не только в Вашингтоне, но и в Берлине, в Варшаве, в Стокгольме начинают рассуждать: а почему не пострелять у Калининграда или Выборга, в Финском заливе, на Дальнем Востоке? Почему бы не организовать атаку радиоэлектронными системами на нашу Калининградскую область или Курильские острова? Всё равно Россия на применение ядерного оружия не пойдет.
По их логике, если Россия за это время не уничтожила правительственные здания Киева, хотя имела много раз такую возможность, то и дальше будет терпеть.
— Как думаете, после покушения на Владимира Путина наши власти, военные примут решение уничтожить Банковую?
— Хочется верить, но я в этом сильно сомневаюсь. Поводов после гибели «Москвы» было много. Но мы пока официально признаем Зеленского президентом Украины и подчеркиваем, что готовы к переговорам. Это официальная позиция России на сегодняшний день.
Ксавье Моро об атаке на Кремль: Россию тестируют на готовность применить ядерное оружиеМы снова вступили в мир, каким он был до конца Второй мировой войны. Если Россия не отреагирует на попытку покушения на Путина военным путем, то ни о каком применении ядерного оружия со стороны Москвы не может идти и речи, считают на Западе. А тогда почему бы завтра не пострелять у Калининграда и Выборга?
— Как должна ответить Россия? Куда нанести удар?
— Я считаю, что давно пора нанести удар. Во-первых, не надо было делать все жесты доброй воли. Во-вторых, пора забыть, что можно пойти на какое-то политическое урегулирование с Западом без военной победы.
Нужно прекратить эту логику: а есть экономика, а ради нее можно пойти на эту или ту уступку. Чем больше мы сделаем уступок, тем более жёстко они будут нас прижимать. Вспомните «Заповедь» Редьярда Киплинга, чьи герои говорили, что тех, кто показал слабину, травят сильнее. А он для англосаксов — национальный писатель.
— Почему такие атаки совершаются в отсутствие Зеленского, который побывал в Финляндии, откуда вроде как направился в Нидерланды и затем в плане Германия?
— Вот-вот. Чем больше мы будем заключать зерновых сделок, тем больше они будут считать, что мы испугались и наносить по нам подобные удары. Почему Зеленский побывал в Финляндии? А потому что англосаксы славятся своим умением создавать адекватную угрозу не только военную, но и политическую.
Поэтому мы должны быть готовы, что в период наступления в ВСУ они нам могут создать угрозу на севере: со стороны Финляндии, Калининградской области, Литвы. Чтобы отвлечь наши силы и вообще распылить наше внимание.
Кстати, именно нынешний президент Байден в мае 2014 года озвучил в Бухаресте стратегию «междуморья»: в ответ на усиление России на Чёрном море надо отвечать усилением давления на море Балтийском.
Мы, к сожалению, любим утешать сами себя. Ну сказал и сказал, дескать, это так не серьезно; да, это ради выборов. А американцы куда менее зависят от выборов, чем нам часто в Москве кажется.
— Совсем недавно прошли переговоры Си и Зеленского, где Китай в очередной раз предложил мирные переговоры по Украине. Как сегодня выглядит китайский план на фоне происходящего?
— Я очень опасаюсь этого китайского плана.
Во-первых, я не вижу в нём ничего хорошего для России. Давайте представим на минуту, что китайский план будет применен. Тогда получается, что мы замораживаем военные действия по линии фронта, хотя не освободили до конца ни Донецкую, ни Запорожскую, ни Херсонскую области, не контролируем их областные центры. Нам каждый закричит, что Россия проиграла войну, что это новая русско-японская война.
Евгений Ющук о последствиях атаки на Кремль: От Офиса Зеленского останется воронка
Во-вторых, нам после этого китайского плана придётся что делать — аннулировать референдумы, которые мы провели прошлой осенью? Что мы скажем своим, своей стране: вы знаете, мы так пошутили, мы не берем в свой состав Запорожскую область?
Третий момент, который меня беспокоит в китайском плане, — это обсуждение статуса Крыма без предварительных условий. Это что, тоже будет обсуждаться?
Более того, меня беспокоит, что Китай наладил взаимодействие с Макроном. И в период удара ВСУ нам могут предложить некий мирный план китайцы и Евросоюз. Хватит ли у нас политического мужества отказаться такого плана? Или возобладает типичная логика: давайте не терять партнёров? И мы будем выглядеть проигравшей стороной.
— Что Россия получит, если сейчас пойдет на жесткие меры в отношении Украины?
— Когда США и страны Западной Европы увидят, что Россия готова и на очень жёсткие меры, они немедленно будут пытаться пойти на мирные переговоры, вспоминая опыт войны в Грузии. Запад пошёл на переговоры, когда российские войска вышли в предместья Тбилиси.
— Нападение на Кремль может привести к изменениям на поле боя?
— Косвенно может и привести. У Вашингтона будет расти ощущение, что Россия не отвечает. Запад снимет последние сомнения в поставке, например, военных истребителей. Раз Россия слаба, не отвечает или отвечает мягко, значит нужно поставить больше оружия и задавить ее на фронте.
Наша главная проблема (о чем я не раз говорил в наших интервью) в том, что мы до сих пор ментально живём в брежневской эпохе цивилизации. Тогда возобладали идеи, что большой войны не будет, а если она случится, то выльется во всеобщую ядерную катастрофу и поэтому ее никто не развяжет.
Пока мы ментально живём в цивилизации мира. А нужно понимать: мы возвращаемся в мир, каким он был не в холодную войну, а до 1945 года.
Рекомендуем