А это и порождает когнитивное противостояние.
Интернет-коммуникации сегодня позволяют, воздействуя на массовое сознание, охватывать все сферы жизни человека. Это дает возможность международным и политическим игрокам покорять противника без применения силы. В ходе чего используются различные инструменты — от угроз до однобокой подачи информации и активного распространения фейкового контента.
Именно такие процессы сейчас обкатываются на Украине. По сути, происходит когнитивный эксперимент, в ходе которого применяются новейшие приемы и инструменты когнитивной борьбы и работы с массовым сознанием. Конечно, их использование наблюдалось еще с 2013 года – с событий майдана, затем – в период Русской и Крымской весны, референдума о воссоединении Республики Крым и города Севастополь с Россией, гражданского противостояния в юго-востоке Украины. Но с началом СВО когнитивные приемы обновились и усилились.
Что такое сетевое общество и как проявляется в нем когнитивное противостояние?
В ХХ веке и в начале текущего столетия появилось ряд теорий, которые описывали новый тип обществ – информационные и сетевые, в которых информация и создаваемые политико-коммуникативные сети играют ключевую роль. Такие общества создаются при помощи интернет-сетей и производят большие массивы информационных потоков. Что, с одной стороны, создает некую информационную открытость, а с другой, искусственно образуется переизбыток информации.
В сетевых обществах информационное воздействие на массовое сознание осуществляется системно, а идеи распространяется молниеносно. При этом у масс-медиа сетевого социума есть возможность распространять ту информацию, о которой необходимо думать людям в данный момент времени. Кроме СМИ, таким сетевым влиянием обладают "ломы" - лидеры общественного мнения, которые, обрастая общественным и политическим влиянием, становятся акторами политико-коммуникационных сетей и субъектами формирования информационной повестки.
С учётом развернувшегося когнитивного противостояния в течении последнего года наблюдается активное внедрение новых инструментов ведения информационной войны. Их суть не просто в охвате сетью всего поля коммуникаций, а в создании и внедрении собственных сетей, "подключения" общества к ним. Соответственно, основной смысл нового когнитивного противостояния в современных сетевых информационных обществах заключается в создании сетей, где не только обмениваются информацией, но и распределяют доступ к ней.
Феномен сетецентризма
Сетецентризм – это совершенно новый социальный феномен. Проводимые военные операции с использованием сетецентрических методов сегодня, по сути, являются постмодернистским аналогом средневековой колонизации. А создаваемые сети, таким образом, становятся оружием, которое использует не силовые инструменты воздействия – от цивилизационных и информационных до социальных и когнитивных.
Первые упоминания о грядущих информационных и сетевых войнах встречаются в доктрине маршала Советского Союза Н.В. Огаркова. Одной из основ этой доктрины являлась идея о параллельном развитии ядерных и неядерных сил с развитием средств связи и управления. В качестве реализации этих идей в 1970-х годах были созданы и внедрены командная система боевого управления (КСБУ) стратегического звена и автоматизированная система управления войсками (АСУВ) или "Маневр". Минский НИИ средств автоматизации НПО "Агат" разработал и создал ее на основе советских процессоров, которые тогда превосходили аналоги американской IBM, а в 1981 году систему испытали на учениях "Запад-81". Военные учения показали, что "Маневр" в 3-5 раз превышает по эффективности артиллерийское и авиационное вооружения.
Впоследствии, после развала СССР, один из экземпляров "Маневра", оставшийся в ГДР (которая была интегрирована в ФРГ), попал к американским военным экспертам. Результаты его использования в процессе проведения командно-штабной игры их впечатлили. Разработанная советскими специалистами автоматизированная система управления войсками в короткий срок позволяла получить превосходство над войсками НАТО без применения ядерного оружия. И, можно предположить, что алгоритмы советского автоматизированного комплекса "Маневр" были положены в основу новой информационной системы вооруженных сил США.
Таким образом, основателем внедрения информационных технологий в период военных действий (таких, как Starlink, комплексы радиоэлектронной борьбы и т.д.), которые, по сути, и осуществили цифровую революцию на войне, был Маршал Советского Союза Н.В. Огарков. Позднее алгоритмы "Маневра" легли в основу Концепции сетецентрических боевых действий ВС США Joint Vision 2010 и 2020 годов, которая была изложена в 1998 году в статье вице-адмирала Артура Себровски и научного сотрудника Министерства обороны Джона Гарстка (Cebrowski Arthur K., Garstka John J. Network-centric Warfare: Its Origin and Future // Proceedings, January 1998 .
Один из авторов концепции сетецентрических войн Дж. Гарстка утверждал: "информационное превосходство в сочетании с сетевой, распыленной атакующей боевой мощью создаст хорошо продуманные и точные действия на раннем этапе, что приведет к чрезвычайно высоким темпам изменения. Это то, что мы называем скоростью командования. Это то, что мы называем сетецентричной войной"
Cebrowski Arthur K., Garstka John J. Network-centric Warfare: Its Origin and Future // Proceedings, January 1998
Суть концепции сетецентризма состоит в достижении превосходства за счет качественно иного уровня управления посредством создания единой информационной сети в режиме реального времени.
Сетецентризм и когнитивная война
В начале XXI века область применения сетецентрических операций вышла за рамки военных конфликтов. Они стали применяться в качестве несиловых, гибридных инструментов воздействия во всех сферах общества, включая его цивилизационные основы. Сетецентирические операции стали охватывать сферы дипломатии, информации, вооруженные силы, экономику и технологии.
В сфере информационных войн сетецентризм работает по следующим принципам: выстраиваются сети с качественным обменом информацией; информационный обмен повышает уровень информированности; осведомлённость повышает скорость передачи команд и эффективность выполнения боевой задачи. При этом на каждом из этапов сетецентрического воздействия происходит достижение информационного превосходства с объединением участников в единую сеть.
Механизм сетецентрических операций реализуется следующим образом. Сначала в обществе создаются деструктивные сети, генерируются хаотические процессы и искусственно образуются риски для жизни людей. Последствия применения сетецентрических операций разные – от экономических (рост коррупции, создание теневой финансовой системы, передел собственности, появление новых финансовых элит), аномических (дестабилизация, терроризм, незаконный оборот оружия, преступность) до разрушения институциональных и цивилизационных основ общества. После чего происходит потеря государственного управления, разрушение территориальной целостности, и, наконец, смена действующего режима и установление "марионеточной" власти.
Сущность когнитивного противостояния с применением сетецентрических приемов состоит в том, что оно ведется всегда – и в период войны, в мирное время в отношении и противников, и союзников. Конфликты в современных обществах постмодерна протекают в физической, информационной, когнитивной (затрагивающей сознание человека), и социальной (в области социальных институтов и структуры) сферах. В современной информационной войне недостаточно достигнуть информационного превосходства. Сейчас необходимо стремится к когнитивному превосходству, ориентированному на утрату способности к анализу и поиску альтернативных мнений, что, в конечном итоге, приводит к когнитивному тотальному контролю массового сознания.
Именно такие цели озвучены в апрельском отчете FOI-R--5451-SE "Информационный фронт Украины: Стратегическая коммуникация во время полномасштабного вторжения России в Украину". Шведское агентство оборонных исследований описало функционирование стратегических коммуникаций Украины с момента начала СВО. Задачами информационной политики украинских властей было достижение информационного превосходства, которое, по мнению авторов отчета, было получено, в том числе, благодаря запрету ряда СМИ и зачистке украинского медийного поля.
Отчет описывает работу информационного фронта Украины в государственно-управленческой, военной, медийной, гражданской сферах. Что подтверждает сетецентричность принципов функционирования стратегических коммуникаций, применяемых киевскими властями в украинском обществе.