Нефть дешевеет, несмотря на сокращение добычи в странах ОПЕК+
Цены на нефть продолжили падение в первый день мая, поскольку опасения по поводу экономического воздействия ожидаемого повышения процентных ставок Федеральной резервной системой (ФРС) США и более слабого восстановления производства в Китае перевесили влияние сокращения добычи в странах ОПЕК+, вступившего в силу.
Об этом сообщило британское агентство Reuters.
Нефть марки Brent подешевела на 97 центов, или 1,2%, до 79,36 доллара за баррель, в то время как американская нефть марки West Texas Intermediate (WTI) подешевела на 1,44 доллара, или 1,9%, – до 75,34 доллара.
"Рынок в настоящее время недооценивает влияние сокращения добычи, что приведет к значительному дефициту предложения во втором полугодии 2023-го", – считает Карстен Фрич, старший аналитик Commerzbank по сырьевым товарам.
По мнению большинства аналитиков, возвращение нефти к ценам выше 100 долларов за баррель кажется маловероятным из-за растущих опасений рецессии в США и Европе.
Рост ВВП США в первом квартале 2023 года замедлился неожиданно резко, а инфляция, напротив, вновь начала ускоряться, плюс в банковской сфере обозначился еще один проблемный актив – First Republic Bank. В связи с этим особенно любопытно, какое решение примет ФРС на ближайшем заседании 2-3 мая.
Восстановление экономики Китая после снятия коронавирусных ограничений идёт не так активно, как ожидалось, но ОПЕК+ это учитывала в своих прогнозах. Добровольное дополнительное сокращение добычи нефти девятью странами ОПЕК+, вступившее в силу с мая, выглядит более чем уместно, отмечает Reuters.
Несмотря на продолжающееся падение цен на нефть, 26 апреля глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль в интервью американскому агентству Bloomberg заявил, что ОПЕК следует проявлять осторожность в отношении повышения цен на нефть.
По его словам, это подстегнёт инфляцию и приведёт к ослаблению мировой экономики, которая на данный момент "и так находится в очень хрупком состоянии". Глава МЭА настаивает на том, что к росту мировых цен на нефть приводят именно действия ОПЕК и ОПЕК+, а также отдельных государств, входящих в эти объединения.
В ответ на это генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс сообщил, что действия организации стран-экспортеров нефти не направлены на влияние на цены на углеводороды.
"Действия ОПЕК и ОПЕК+ не имеют цели повлиять на цены на нефть, а направлены исключительно на интересы рынка и на обеспечение отрасли инвестициями", – сказал он в комментарии Reuters 27 апреля.
По словам генсека ООН, на мировую экономику "влияет сочетание факторов" и отдельно выделять среди них рост цен на нефть не следует.
"На рынки также влияют последствия пандемии COVID-19, денежно-кредитная политика, движение акций, алгоритмы торговли, консультанты по товарным опционам, выпуски стратегических запасов, геополитика. И это лишь некоторые из факторов", – добавил Хайсам аль-Гайс.
Отказавшиеся от российской нефти НПЗ остаются без прибыли
Отказавшиеся от российской нефти азиатские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) практически перестали получать прибыль от переработки ближневосточной нефти, сообщило 27 апреля агентство Bloomberg.
Речь идет о заводах "в некоторых частях Азии", и некоторые из этих предприятий на фоне сложившейся ситуации рассматривают возможность сократить производство. При этом НПЗ, которые продолжают закупки нефти из РФ, оказываются в выигрыше.
"Рост цен на российскую нефть, несмотря на введенное Западом эмбарго, становится проблемой для нефтепереработчиков, которые упускают выгоду, они подумывают о сокращении объемов производства. Также есть предположения о том, что в ближайшее время сокращения могут произойти и в Европе", – рассказали опрошенные агентством аналитики.
Уточняется, что "в тех частях Азии, где российская нефть больше не продается из-за санкций, нефтеперерабатывающие заводы почти не получают прибыли".
В публикации говорится, что фактически введенные ограничения на продажу российской нефти "всё чаще ставят в невыгодное положение те НПЗ, которые больше не могут покупать нефть производителя, входящего в ОПЕК+".
При этом для НПЗ в Индии и Китае, которые продолжают закупать нефть со скидкой из России и других подсанкционных стран, таких как Иран и Венесуэла, ситуация сложилась диаметрально противоположная, отмечает Bloomberg.
Из-за этого многие компании начали предпринимать попытки обхода введенных против РФ нефтяных санкций. В частности, по данным Bloomberg, в первом квартале 2023 года российская нефть продавалась в азиатские страны с нарушением санкционной политики G7, в том числе и потолка цен.
Аналитики отметили, что почти вся нефть, поступавшая из порта Козьмино (Приморский край, вблизи Находки), продавалась по цене, превышавшей установленный лимит в $60 за баррель. При этом при транспортировке сырья как минимум в половине случаев использовались услуги компаний из стран G7, хотя им запрещено это делать, если оно продается выше потолка цен.
Так, по данным портала Investing, нефть марки Urals торговалась по цене почти $62 за баррель, сырье из азиатских портов России стоило более $73, пишет Bloomberg. Западные страховые компании не могут обеспечить соблюдение потолка цен на российскую нефть, признались их представители агентству Reuters.
Участники рынка объясняют, что не в состоянии отследить реальную стоимость российского сырья, пока груз не достигнет пункта назначения.
Стоит отметить, что вице-премьер РФ Александр Новак сообщил на минувшей неделе, что Россия уже перенаправила в Азию около 20% нефти, ранее поставлявшейся в страны Европы, а к концу года этот поток увеличится втрое.
"По 2022 году порядка 40 миллионов тонн из общего нашего экспорта нефти и нефтепродуктов, который был в западном направлении, перенаправлено в Азию. Было 220 миллионов тонн, 40 миллионов ушло на Восток. В этом году уйдет 140 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Останется порядка 80-90 млн тонн на Западе", – рассказал Новак 27 апреля в кулуарах заседания попечительского совета Московского энергетического института.
Таким образом, Россия в 2023 году планирует перенаправить в Азию более 60% экспорта нефти и нефтепродуктов.
При этом 28 апреля президент России Владимир Путин вывел из-под запрета на экспорт нефти и нефтепродуктов по условиям ценового потолка поставки дружественным странам. Это затрагивает контракты, заключенные до 1 февраля 2023 года.
Аналитики отмечают, что указ стимулирует поставки российской нефти в Индию, которая находится под всё возрастающим давлением Запада, требующего соблюдения "потолка цен".
Запад через Украину и Хорватию давит на Венгрию, чтобы та отказалась от российской нефти
Хотя Венгрия демонстративно расширяет использование нероссийской нефти, а к 2026 году рассчитывает, что сможет выбирать между российской или нероссийской нефтью для своих НПЗ, однако страна подвергается жёсткому давлению из-за своей позиции в отношении санкций против РФ.
Украина в очередной раз объявила о повышении тарифов на транзит нефти из России в Венгрию, а Хорватия хочет повысить расценки на транзит ближневосточной и кавказской нефти в четыре раза.
Венгерская компания MOL переводит свои НПЗ с российской нефти марки Urals на другое сырье, но сможет завершить этот дорогостоящий процесс не раньше, чем через три года. Как сообщил 28 апреля глава компании Жолт Хернади, изменения в технологиях производства потребуют инвестиций в размере от 500 до 700 миллионов долларов, и будут осуществлены при финансовой поддержке Евросоюза.
"Нам хотелось бы, чтобы к концу 2025 – началу 2026 года мы могли свободно выбирать, когда, в каком количестве и какую нефть мы будем поставлять на каждый НПЗ", – сказал Хернади в интервью агентству Reuters.
Принадлежащий MOL Дунайский НПЗ в Сазхаломбатте (Венгрия) и завод в Братиславе, которым MOL владеет через свою дочернюю компанию Slovnaft, технологически устроены так, что большая часть перерабатываемой там нефти должна быть российской.
По словам Хернади, в прошлом году предприятие в столице Словакии использовало в своем производстве лишь 5% нефти, добытой не в России, однако к концу 2023 года доля такого сырья достигнет 30-35%.
В четвёртом квартале 2022-го на НПЗ Slovnaft был успешно проведен испытательный прогон нефти Arab Light, а в апреле текущего Slovnaft провела пробную переработку азербайджанской нефти Azeri Light, транспортируемой по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).
Нефть отгрузили с терминала в турецком порту Джейхан и доставили морем в хорватский порт Омишаль, откуда Адриатическим нефтепроводом JANAF переправили в Братиславу.
Несмотря на такую демонстративную готовность отказаться от привычного поставщика нефти, в Брюсселе не забыли, что именно благодаря позиции Будапешта из-под действия нефтяного эмбарго ЕС были выведены трубопроводные поставки российской нефти, причем бессрочно.
Точнее до тех пор, пока Совет ЕС не решит единогласно, что должен быть введен полный запрет на российскую нефть.
С одной стороны, для MOL постоянно увеличивают затраты на поставки российской нефти. Так, в 2022 году компания "Укртранснафта" повышала тариф на прокачку по украинскому участку нефтепровода "Дружба" два раза: с начала года до 9 евро/т, а затем с 1 апреля – на 27,8%, до 11,5 евро/т.
С 1 января 2023 г. тариф вырос на 18,3%, до 13,6 евро/т. Сейчас, по данным издания "Коммерсантъ", украинская компания планирует двухэтапное повышение тарифа: с 1 июня 2023 года – на 25%, до 17 евро/т., и с 1 августа на 23,5%, до 21 евро/т.
С другой стороны, оператор Адриатического нефтепровода JANAF хочет повысить плату за транзит ближневосточной и азербайджанской нефти по нему в четыре раза по сравнению с базовой платой, взимаемой оператором нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан.
Венгерская компания хотела бы заключить с хорватским оператором долгосрочный контракт о поставках сырья на более выгодных условиях, однако вряд ли это будет возможно без разрыва сотрудничества MOL с Россией.