Американцы все сильнее требуют от всех своих союзников и партнеров по всему миру определиться в отношении Китая. Подталкивают к тому, что начинается противостояние не только с Россией, которую объявили врагом человечества, но и с Китаем, считает политический обозреватель РИА "Новости" Петр Акопов.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Петр, известный американский телерадиоведущий Такер Карлсон сейчас в центре внимания. Телеканал Fox News закрыл его программу. Кому стал неугоден Такер Карлсон и насколько связаны эти события с приближающимися выборами в США?
– Такер Карлсон за последние несколько лет стал главным голосом оппозиционной Америки. Причем оппозиционный он был еще в годы правления Трампа. Сам Трамп был оппозиционен американскому истеблишменту, и Карлсон был голосом этой оппозиции. Когда Трамп проиграл выборы, Карлсон остался голосом оппозиции, только уже не только истеблишменту, но и лично Байдену.
Это символическое совпадение, что Карлсона уволили, порвали с ним контракт накануне, за день то того, как Байден объявил о выдвижении на второй срок, это специально не придумаешь. Это все фактически делается в открытую.
Байден идет на второй срок. Главная цель и лозунг Байдена - не допустить реванш Трампа, его возвращения в Белый дом. И накануне убирают человека, который является не просто самым популярным телеведущим в Штатах, но и голосом самой правой республиканской, консервативной, антиглобалистской Америки, который фактически и выражает ее взгляды, и формирует ее взгляды.
Карлсон в этом плане очень опасен, естественно, что его в любом случае убрали бы, просто решили делать заранее, не дожидаясь приближения начала праймериз, которые начнутся в январе следующего года, и перехода уже в финальную стадию выборов. Поэтому брали заранее, сейчас вот, за полтора года до выборов.
– А не кажется вам, что это слишком наглядно, наоборот, это сработает против Джо Байдена?
– С одной стороны – да, в этом как раз вся фишка, что у них не осталось хороших ходов… По идее, если бы ситуация была нормальной - ну хорошо, заглушите Карлсона программами CNN, других каналов. Сделайте программы, которые будут забивать его, которые будут соревноваться, пугать Трампа. Или ругайте Трампа и Байдена одновременно, и как бы переманивайте аудиторию.
Но это невозможно, не получается. Все эти годы показали, что такое не проходит, наоборот, Америка радикализируется. Она поляризуется. То есть, левые, условно говоря, либеральные, демократические силы - становятся все более радикальнее, все более левее, а правые республиканские – все более правее и консервативнее.
В этом смысле у демократов, у Байдена, у истеблишмента нет своего такого ни рупора, ни человека, которого можно было назвать анти-Такером Карлсоном. С их стороны есть фигура какая-нибудь, неважно, комментатор или телезвезда какая-нибудь, Вупи Голдберг, или кто-нибудь такой, национально известный герой, который бы выступал в качестве анти-Карлсона, и каждую неделю учил бы американцев, объяснял им смысл жизни, смысл внешней политики, смысл внутренней политики?
Поэтому проще ликвидировать Карлсона, закрыть его. Это не от хорошей жизни, это оттого, что нет возможности по-другому остановить этот трамповский реванш, волну республиканского реванша.
Конечно, какое-то время Карлсону будет тяжело в том плане, что он может сделать свое шоу на Ютубе, но понятно, аудитория, которая у него была – три-четыре миллиона была аудитория на "Фоксе" каждый раз, не считая просмотров отдельных элементов программы, роликов в том же Ютубе.
Ему будет тяжело, его сейчас фактически выдавили с места номер один в американском телевидении политическом. Но, по сути, конечно, это в итоге ударит по репутации Байдена, сыграет в плюс рейтингу того же Трампа, потому что все понимают, что Трамп и Карлсон – это идеологические союзники, у них очень близкие позиции.
В этом смысле он своим увольнением ударит по демократам, по Байдену. Но они считают, что эти издержки допустимы, что времени еще много, что все это смикшируется - и лучше, чтобы не иметь никакого Карлсона в эфире к ноябрю 2024 года.
Сейчас потерпеть, рейтинг упадет, но потом поднимется, и все это забудут. Но я думаю, что так просто не получится, потому что сама ситуация в Америке такова, что эта поляризация, радикализация будет только усугубляться. Такими способами, как суд над Трампом, увольнение Карлсона, истеблишмент, вашингтонское болото – только ухудшают ситуацию, только загоняют кризис вглубь и вширь.
– Ситуацию эту наглядно демонстрируют последние опросы среди американцев: 70% против политики Байдена. И тут неожиданно образовалась еще и конкуренция на предстоящих праймериз. Это Роберт Кеннеди, племянник 35-го президента, как он сам себя называет – борец за корпоративный феодализм. Несколько сильна его фигура на предстоящих выборах?
– Я бы не сказал, что Кеннеди мог быть сильным конкурентом, ему показали рейтинги процентов 14. На самом деле, у демократов есть только одна фигура, которая могла бы составить конкуренцию Байдену. Это сенатор Берни Сандерс, которого, как мы помним, лишили номинации жульническим образом в 2016 году, когда протащили Хиллари Клинтон.
Сандерс побеждал тогда по всем пунктам. Но машина этих партий все-таки работает, аппаратная, и там сделали так, чтобы большинство на праймериз получила Клинтон. Хотя все понимали, что при честном раскладе, подсчете, при честном проведении праймериз - Сандерс выдвигался в президенты.
Фактически, в 2020 году было бы то же самое, если бы он не сошел с дистанции, потому что его тоже уговорили, объяснили ему, что у тебя нет шансов, мы тебя не пропустим все равно. "Дай дорогу Байдену, поддержи его, Байден побъет Трампа".
Сейчас Сандерс старше всех – он старше Трампа и Байдена, но у него физическая форма, и если бы он кинул, реально бы пошел на то, чтобы кинуть вызов Байдену на праймериз, там могли бы быть некоторые проблемы у Байдена.
Небольшие, но это могло быть выглядеть как какое-то подобие борьбы, потому что у Сандерса большая аудитория, большое количество сторонников. Все понимают, что идеологически он не относится к вашингтонскому болоту, что он сам по себе – этакий Трамп слева, Трамп со стороны либералов.
Именно поэтому его не пускают, именно поэтому его не пустят. Но я не думаю, что он выдвинется. А Кеннеди не составит серьезной конкуренции Байдену, это исключено.
– Суверенитет стран бывшего СССР, а точнее, заявление посла Китая в Париже Лу Шайе по этому поводу. Литва выразила Китаю протесты из-за слов посла в Париже. Здесь речь даже не о статусе в международном праве стран бывшего СССР, а о сигнале, который подает Китай. О чем говорится между строк и для кого?
– Посла, конечно, спровоцировали. Он высказал линию, отличную от китайской официальной. Китайская официальная линия не меняется, они признают суверенитет всех постсоветских стран, и не признают официально Крым российским.
Но посла довели, его атаковали всевозможными вопросами по поводу Тайваня, по поводу прав человека, по поводу какой там убийцы Мао. Его довели, и он высказал то, что они думают, то, как они на самом деле считают.
Конечно, Китай не рассматривает прибалтийские страны или Украину как суверенное государство в нормальном понимании этого слова. Они для него часть даже не Европы, а часть НАТО, это фактически государства, находящиеся под англосаксонским внешним управлением. И поэтому так он к ним и относится. Вот в этом его высказывании это и прорвалось.
Но Китай ведет сейчас очень серьезную, сложнейшую игру с Европой, он еще не поставил на Европе крест. Пекин считает, что может поддержать (Европу — Ред.) и будет поддерживать всячески, и есть шансы на то, что Европа в ближайшее время, в ближайшие год-два-три, встанет на путь обретения стратегической автономии от Америки.
То есть, то, что обещает (президент Франции — Ред.) Макрон. А китайцы не то, что верят Макрону – у них осознанная ставка на то, чтобы Европа - Германия и Франция в первую очередь - шли по пути дистанцирования от американцев. При сохранении, само собой, НАТО, всего такого.
Но - при том, чтобы Европа внятно сформулировала и защищала свои стратегические интересы, геополитические, экономические и прочие.
Потому что, если Европа на это способна и будет это делать, китайцы на это делают ставку, то тогда Китай сохраняет Европу в качестве важнейшего для него и для Европы - это для Китая важно - партнера торгового, экономического.
Это для Китая важно, важны европейские технологии, европейский рынок, поэтому - понятно все. Но вот эта ставка на то, что Европа сумеет, выдержит – она сегодня такая сложная, потому что в самой Европе идет борьба, Европу перетягивают всеми силами на то, чтобы она стала на жестко американскую позицию.
Американская позиция дрейфует в сторону все большего и большего антикитайского тренда. Американцы все сильнее требуют от всех своих союзников и партнеров по всему миру определиться в отношении Китая.
То есть, подталкивают к тому, что начинается противостояние. Не только с Россией, которую объявили врагом человечества и пытались изолировать от Запада, но и с Китаем.
И европейцы это понимают, они этого очень не хотят. Но вот смогут ли они сопротивляться, смогут ли они удержаться – это очень большой вопрос. Это зависит, в том числе, от того, кто победит на выборах в Америке в 2024 году. Потому что, конечно, победа Трампа будет сильнейшим ударом по европейским атлантистам, по тем, кто толкает Европу на антикитайский путь.
И получается, что Трамп, который воспринимался в Китае как антикитайский президент, как человек, который им торговую войну объявил, теперь фактически своей победой, через год, сыграет на то, что Китай сможет сохранить отношения с Европой в том виде, в котором он хочет, не потерять их.
– Такова политическая ирония. Если говорить о вероятности передела территорий в Европе, то перспективы захвата западных территорий Украины Польшей и Венгрией - насколько это вероятно, согласны ли вы с размышлениями Дмитрия Медведева по этому поводу?
– Я думаю, что тут более, чем вероятно в каком смысле – не захвата (западных областей — Ред.) сейчас, а - Украина будет ликвидирована, Украины в нынешнем виде не будет. Это стало понятно 24 февраля прошлого года, когда Россия начала СВО.
Денацификация, демилитаризация – это все такие объяснялки наши публичные. На самом деле мы возвращаем Украину в единое геополитическое пространство с Россией. Эксперимент по существованию отдельной Украины признан неудачным. Взвешен на весах истории и признан Россией неудачным. Не просто неудачным, а опасным для России.
Поэтому, если Украина будет - она в любом случае будет в орбите России. Я сейчас говорю не про Херсонскую область, которая вошла в Россию, а о том, что останется от Украины в каком-то размере вокруг Киева.
Вот это государство будет в орбите России находиться в любом случае. Сколько на это уйдет лет – я не знаю. Три-пять-десять-пятнадцать – не имеет значения. То, что в эту Украину пророссийскую, и к России относящуюся в плане геополитическом, не войдет – то обломится, достанется, вполне вероятно, Венгрии и Польше.
Грубо говоря, Россия готова уступить Венгрии Ужгород и Карпатские регионы. Россия не готова, но смирится с тем, что Польша заберет себе Львов и две-три области Западной Украины, и фактически Россия даже будет к этому отчасти подталкивать.
Потому что это будет тот момент, когда коллапс Украины нынешней будет уже очевиден, когда переформатирование ее войдет в финальную стадию. Тогда будет раздел.