Всё же владикавказский период в творчестве Булгакова переоценить трудно. Дело даже не в том, что именно там он начал заниматься литературным творчеством и, конкретно, драматургией. Просто сюжеты того времени его не оставляли, и он так или иначе к ним возвращался.
Дело, конечно, не сводится к "Братьям Турбиным" и "Самообороне", которые нашли воплощение в "Белой гвардии" и "Днях Турбиных". Вот, например, небольшая пьеса "салонного типа" "Глиняные женихи" ("Вероломный папаша").
В письме сестре Вере Булгаков писал в апреле 1921 года: "творчество моё разделяется резко на две части: подлинное и вымученное. Лучшей моей пьесой подлинного жанра я считаю 3-актную комедию-буфф салонного типа "Вероломный папаша" ("Глиняные женихи"). И как раз она не идёт, да и не пойдёт, несмотря на то, что комиссия, слушавшая её, хохотала в продолжении всех трёх актов… Салонная! Салонная! Понимаешь. Эх, Вам что-нибудь смешное. Мечтаю повидать своих. Помните, как иногда мы хохотали в № 13?"
Тут, пожалуй, следует пояснить, что считается "салонным типом". Само словосочетание пошло из изобразительного искусства и означало картины, которые получили одобрение у членов жюри Парижского салона (первые художественные выставки XVII-XVIIIвека). Как правило они были в стиле академизма (т.е. изображали сцены из древней и библейской истории; позже хронологические рамки сместились), но с примесью актуального на тот момент романтизма.
Позже понятие распространилось на музыку и театр и означало произведения правильные с точки зрения соблюдения классических форм, но рассчитанные на невзыскательную публику, простейшие по форме и неглубокие по содержанию. Чаще всего речь шла о произведениях, предназначенных для домашних салонов. Нечто такое, что можно было бы играть на приёме, условно говоря, у Фамусова, не боясь быть непонятным.
Не смотря на довольно злобное отношение художественной критики к этому жанру, в нём не стеснялись творить такие большие мастера как, например, Рахманинов, понимая, вероятно, под "салонностью" камерность.
Никакой информации о "Глиняных женихах" владикавказского периода не сохранилось, пьесы того периода, посчитав их неудачными, Булгаков уничтожил (хотя те же "Сыновья муллы", не смотря на их некоторый примитивизм, активно ставились на Северном Кавказе и без автора). Сам замысел, однако, сохранился и драматург решил его реализовать на другом уровне.
В своих мемуарах Любовь Белозерская пишет:
"М.А. и сказал, что мы будем писать пьесу из французской жизни (я несколько лет прожила во Франции), и что у неё уже есть название: „Белая глина". Я очень удивилась и спросила, что это такое "белая глина", зачем она нужна и что из неё делают.
— Мопсов из неё делают, — смеясь ответил он. Эту фразу потом говорило одно из действующих лиц пьесы.
Много позже, перечитывая чеховский „Вишнёвый сад", я натолкнулась на рассказ Симеонова-Пищика о том, что англичане нашли у него в саду белую глину, заключили с ним арендный договор на разработку её и дали ему задаток. Вот откуда пошло такое необычайное название! В результате я так и не узнала, что, кроме мопсов, из этой глины делают*.
30 августа 2020, 10:01"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: последняя пьесаСчитается, что последним произведением Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». Булгаков действительно продолжал его редактировать до самой смерти, но в целом роман был закончен 23 мая 1938 года и дальнейшие правки носили текстологический характер. Действительно же последним произведением была пьеса «Батум», написанная в январе-июле 1939 годаЗато сочиняли мы и очень веселились.
Схема пьесы была незамысловата. В большом и богатом имении вдовы Дюваль, которая живёт там с 18-летней дочерью, обнаружена белая глина.
Эта новость волнует всех окрестных помещиков: никто не знает, что это за штука.
Мосье Поль Ив, тоже вдовец, живущий неподалеку, бросается на разведку в поместье Дюваль и сразу же подпадает под чары хозяйки.
И мать, и дочь необыкновенно похожи друг на друга. Почти одинаковым туалетом они усугубляют ещё это сходство: их забавляют постоянно возникающие недоразумения на этой почве. В ошибку впадает и мосье Ив, затем его сын Жан, студент, приехавший из Сорбонны на каникулы, и, наконец, инженер-геолог эльзасец фон Трупп, приглашённый для исследования глины и тоже сразу бешено влюбившийся в мадам Дюваль. Он — классический тип ревнивца. С его приездом в доме начинается кутерьма. Он не расстаётся с револьвером.
— Проклятое сходство! — кричит он. — Я хочу застрелить мать, а целюсь в дочь...
Тут и объяснения, и погоня, и борьба, и угрозы самоубийства. Когда, наконец, обманом удаётся отнять у ревнивца револьвер, он оказывается незаряженным… В третьем действии всё кончается общим благополучием. Тут мы применили принцип детской скороговорки: "Ях женился на Цип, Яхцидрах на Ципцидрип…" Поль Ив женился на Дюваль-матери, его сын Жан — на Дюваль-дочери, а фон Трупп — на экономке мосье Ива мадам Мелани.
Мы мечтали увидеть „Белую глину" у Корша, в роли мосье Ива — Радина, а в роли фон Труппа — Топоркова.
Два готовых действия мы показали Александру Николаевичу Тихонову (Сереброву — популярный в Москве редактор многих изданий тех лет.) Он со свойственной ему грубоватой откровенностью сказал:
28 февраля 2020, 08:15"Вокруг Булгакова"
Вокруг Булгакова. 100 лет писателю, пережившему душевный кризисПо свидетельству Павла Попова: «Михаил Афанасьевич пережил душевный перелом 15 февраля 1920 года, когда навсегда бросил медицину и отдался литературе». Булгаков в то время вёл счёт по старому стилю, по новому же датой рождения писателя Булгакова является 28 февраля. 100 лет…— Ну, подумайте сами, ну кому нужна сейчас светская комедия?
Так третьего действия мы и не дописали".
Нерасшифрованным остался "вероломный папаша", но тут уж ничего не попишешь…
Сама по себе мысль о "салонной" комедии положений Булгакова не оставила и элементы этого замысла в той или иной степени отразились во многих пьесах Булгакова. "Салонностью" попрекали и "Дни Турбиных" и, особенно, "Кабалу святош". Но в последнем случае Булгаков опирался, всё же, на исторические источники и литературную традицию. С другой стороны, жизнь выкидывает порой такие коленца, что куда там той "санта-барбаре" – придумать такое невозможно…
P.S.: Не знаем, слышали ли об этом элементе булгаковского наследства братья Стругацкие, но черновик салонной пьесы находит в своих ранних работах герой "Хромой судьбы" Феликс Сорокин.
* Мы не знаем, каким образом Белозерской удалось не узнать, что белая глина это каолин, используемый для изготовления фарфора. Кроме того, она применяется в фармации и косметологии, но это уже частный случай.