Культура

Иван Скориков: Лидер группы "Король и Шут" был русским патриотом и борцом с бандеровцами

Политолог Иван Скориков рассказал изданию Украина.ру, чего не хватило отличному восьмисерийному сериалу "Король и Шут", ставшему хитом этой весны, а также что стоило бы добавить в образ лидера одноименной панк-группы
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Группа «Король и Шут» была создана в конце 80-х в тогда еще Ленинграде одноклассниками Михаилом «Горшком» Горшеневым, ставшим фронтменом, идеологом, композитором и вокалистом, Александром «Балу» Балуновым, игравшим сначала на гитаре, а потом — на бас-гитаре, и Александром «Поручиком» Щиголевым.
Первоначально группа называлась «Контора», но потом, когда к ней присоединился Андрей «Князь» Князев, одногруппник «Горшка» по Реставрационному училищу (его, кстати, закончил и Виктор Цой), группа получила новое название — то, под которым ее и знают поклонники русского панка от Бреста и Ужгорода до Владивостока и Магадана.
Горшок в «Короле и шуте» сочинял музыку, а Князь — тексты. Тексты были необычными для панка: они были пересказом в стихах сказочных сюжетов. Группа в конце 90-х приобрела широкую популярность среди молодежи СНГ, собирая большие залы во дворцах спорта. Они были хедлайнерами многих известных российских рок-фестивалей, в частности, «Нашествия».
В начале 2010-х Князь ушел из группы, основав свой собственный коллектив — «КняZz».
В 2013 году Михаил Горшенев, злоупотреблявший алкоголем и наркотиками, был найден мёртвым в своем доме в Санкт-Петербурге.
Через 10 лет после его смерти на «Кинопоиске» вышел сериал «Король и Шут» режиссера Рустама Мосафира. Роль Горшка сыграл питерский актер Константин Плотников.
Иван Скориков: Есть вопрос, насколько наши соцсети — наши?Россия — одна из немногих стран мира, у которой есть собственные соцсети. Но контент в этих соцсетях иногда вызывает вопросы, на которые сложно бывает получить ответ, считает заведующий отделом Института стран СНГ Иван Скориков
— Иван, вы посмотрели сериал «Король и Шут». Я знаю, что у вас есть претензии к нему в политическом плане...
— Основная претензия у меня не как у зрителя, а как у политолога-украиниста. Сериал - замечательный, очень популярный. Он возобновил интерес к культовой панк-рок-группе моей молодости. Он действительно хорошо снят, с отличными актерами, графикой. В целом художественная задумка реализована на пять баллов.
Но при этом не были никак использованы возможности художественного кинематографа для пропаганды наших национальных интересов. В частности, по болезненной украинской тематике. И это не проблема сценариста или режиссера, который, кстати, снимает новый патриотический фильм о Евпатии Коловрате.
Это проблема отсутствия политконсультации со стороны государства и вообще системы соответствующих коммуникаций между миром кино и миром большой политики. На Западе сначала специальный человек от политического руководства страны доводит повестку продюсеру, а тот уже ищет как её воплотить через таланты сценаристов, режиссёров, актёров.
Посмотрите, как, к примеру, в фильме Ридли Скотта «Последняя дуэль» 2021 года, через историю средневековых ордалий презентовали все «ужасы» рыцарской мускулинности и церковной морали в отношении «бесправных» женщин.
Продюсер Бен Аффлек так честно и заявил, что фильм — это фем-ода. Или боевик Кристофера Нолана «Довод» 2020 года начинается с захвата террористами киевской оперы, а антагонист, главарь террористов, он же сатана, — русский олигарх и торговец оружием. Демонизация очевидна.
У нас же складывается впечатление, что кино снимается реально только ради искусства, часто даже с чужой повесткой, ну и ради кассовых сборов.
Конкретно по Украине и для Украины, со времен «Тараса Бульбы» Бортко и «Белой Гвардии» Снежкина, не снято ничего формирующего смыслы и образы. И те выходили на экраны еще до госпереворота 2014 года. А ведь порой достаточно даже одной сцены, одной фразы, чтоб попасть, как говорится, в нерв истории.
Вспомнить хотя бы легендарное, сказанное героем Виктора Сухорукова в «Брате-2»: «Вы мне еще за Севастополь ответите!»
Так вот «Король и Шут», группу, на Украине люди моего поколения прекрасно помнят, и несмотря на все запреты, с помощью VPN, я уверен, скачивают этот сериал, смотрят, обсуждают.
Если бы они прочли, что в какой-то серии КиШи тусят на Украине, то возник бы интерес, скандал, ностальгия, эмоции, в конце концов, произошло бы влияние на умонастроения. Да, наивно, думать, что там бы многие услышали. Но ведь надо и здесь, в России, объяснять, что происходит, в том числе словами героев, кумиров.
А группа «Король и Шут» затрагивала украинский вопрос постоянно.
Михаил "Горшок" Горшенев. Архивное фото
— В чём это выражалось?
— Сохранилось много выступлений лидера «Короля и шута» Михаила Горшенева, известного как Горшок, они касались четкой позиции в отношении Крыма, в отношении творящегося на Украине на тот момент «оранжевого» беспредела, расцветающей бандеровщины.
Можно перечислить несколько эпизодов. Их было гораздо больше, но это лишь те, что зафиксированы видеохроникой.
По Крыму: в 2011 году Горшок, выступая на пресс-конференции в рамках крымского фестиваля «Соседний мир», четко заявил украинским и местным журналистам, что Крым есть российская территория, и «Россия всегда правильно делала и делает, что Крым российский».
Его поддержали фанаты, на записи слышно чей-то голос досады: "… у нас пока что паспорта желто-синие". Горшок, которого некоторые считают стереотипным панком, таким недалеким музыкантом, просто начал рассказывать историю Крыма со времен присоединения его к России Екатериной Великой. Тем самым заткнул присутствующих украинских журналистов и порадовал собравшихся крымчан.
Также можно вспомнить, что в нулевых прямо в начале концерта в Киеве Горшок со сцены крикнул: «Здравствуй, Украина, здравствуй, Киев, мать городов российских!»
Конечно, многие видели завирусившееся интервью украинской журналистке, в котором Горшок разносит украинскую ересь, настаивая, что и Киев, и Харьков — это русские города.
— Какой журналистке?
— Местная бульварная журналистка, кто её вспомнит. Ей не понравилось, что Горшок назвал музыкантов из Харькова русскими, она начала пререкаться, мол, они русскоязычные, но не русские. Горшок жестко осадил: «Харьков — русские, Киев — русские, вся Украина — русские, хватит мне тут ерунду говорить».
Девушка успокоилась только после вопроса: «Ты что, националистка?» Эпичное видео, до сих пор актуальное.
Есть еще интервью на некогда популярном телеканале про альтернативную музыку A-One, когда Горшка спросили о творчестве группы «Океан Эльзы», её лидера Святослава Вакарчука, который, как мы знаем, дважды распевал-разжигал майдан, подался в политику, избравшись в Раду, а потом бросил своих избирателей.
Горшок охарактеризовал Вакарчука плохим украинцем, бандеровцем, который ненавидит Россию и ей угрожает. Кстати, интересный факт: Горшок иногда сам пел махновскую песню на забавном суржике, который называл древнерусским языком, но не украинской мовой.
Русофобия или украинофобия? Скориков о том, что победит в Польше и кто денацифицирует Галицию. Видео
Есть запись с концерта, где Горшок рассказывает залу о беспределе, устроенном бандеровцами на 9 Мая. «Они же не русские, они же литовцы, а это поляки, их нужно....» Фраза, если задуматься, соответствует реальности, современные бандеровцы — это эталонная законченная вырусь. Кстати, нынешние бандеровцы, в отличие от времен собственно Бандеры, уже готовы раствориться в поляках. Лишь бы против москалей.
По-моему, эту речь он сказал после того, как во Львове срывали георгиевские ленточки, освистывали ветеранов.
— Это, видимо, в 2013 году было.
— Есть еще история, которую я нашел где-то на форуме поклонников «Короля и Шута». В ней рассказывается, как группа приехала во Львов, в гнездо той самой бандеровщины, и местные нацики из популярной тогда партии ВО «Свобода» пытались сорвать концерт, что, кстати, было предсказуемо после перечисленных заявлений Горшка.
Для этого они позвонили в клуб и сообщили, что он заминирован. Фанаты ждали у входа, их не пускали, потом приехало много полицейских, подошли нацики, началась их очередная политическая акция с воплями «Украина понад усе!», «Геть москалив!» и т. д.
Но в те домайданные годы бандеровцы еще не могли диктовать власти повестку, и полиция их разогнала. Концерт состоялся под общее ликование собравшихся.

Вот эту историю, да с флешбеками из Крыма, с тем эпичным интервью можно было бы всё художественно в один сюжет вместить, но нет, не додумались, никто не посоветовал, не попросил.
Это лишь несколько эпизодов, которые однозначно говорят о позиции группы «Король и Шут», в лице её лидера Михаила Горшенева, который, к сожалению, 10 лет назад умер, но, конечно же, внес свой вклад в разъяснение борьбы Русского мира против лживого украинства. По крайней мере, среди своих многочисленных поклонников.
— Такие взгляды в группе были только у одного Горшенева?
— Не стоит думать, что второй лидер группы, кстати, автор большинства текстов, Андрей Князев, как бы обходил политические темы. Он просто менее куражный и откровенный, что ли, на фоне Горшка.
Но тем не менее когда он запустил свой авторский проект, записал песню «Брат», это уже во время агрессии Украины против республик Донбасса. Под нее энтузиасты выпустили клип — нарезку кадров из фильма Бортко «Тарас Бульба», «Огнем и мечом» Ежи Гофмана.
В тексте говорится о предательстве одного из братьев. Собственно слова: «Уймись, брат, ей-богу, неужто ты хорошей жизни захотел? Какую дорогу ты выбрал, что тебе на ухо черт напел?» Это очень актуально.
Константин Плотников в роли Михаила Горшенева в сериале "Король и шут"
Герои Гоголя Остап и Андрий, два брата, сыновья Тараса Бульбы: один выбирает путь предательства и идет на службу к польскому королю. Дальше всем известно, чем всё кончилось по Гоголю: «Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
А у Андрея Князева поёт, еще надеясь: «Конечно, брат, тебя там ждут. Догонят и еще дадут. Своим ты будешь только тут!» Шёл 2016 год.
О патриотической позиции Князева говорит, к примеру, известная песня КиШа «Хардкор по-русски». Такие слова там: «Как известно на Руси, лучше Ваньку не беси!» или «Эй, братья! Нам ли горевать! Ноги в руки брать и вражину гнать!»
— Откуда такие взгляды были у Горшка, как считаете?
— Горшок вообще был человек, увлекающийся и политикой, и философией. Он проповедовал здоровый анархизм, государственнический, как бы это парадоксально ни звучало. Он считал себя патриотом России, неоднократно заявлял об этом, постоянно рассказывал, что играет в компьютерные игры, в «стратегии», где создает большую российскую державу, бьется за Бахчисарай с Крымским ханством и т. д.
Человек и музыкант стоял на ультрапатриотической позиции. Такая позиция, кстати, в девяностые и в начале нулевых, когда группа получила, как говорится, всесоюзный успех, была малопопулярной среди как советской волны матёрых рокеров (ДДТ, Борис Гребенщиков, «Машина времени»), так и среди новой волны разного рода земфир и мумий троллей.
Конечно, сейчас Горшок был бы на нашей стороне, воспевал бы Русскую армию, обличал бы украинство, клеймил бы нацистов и Америку.
Кстати, об Америке у КиШа ведь есть такая песня: «Американское MTV, в моем телевизоре снова они, режет глаза мои RNB, нервы ржавеют русской души...» Очень не хватает такого яркого, по-хорошему безбашенного русского панка-патриота.
Рекомендуем