Для кино из Чили – "новой чилийской волны" организаторами была отведена отдельная программа: "Ночь над Чили", в которую включены фильмы 70-80 годов, снятые о годах диктатуры Аугусто Пиночета.
"В годы террора множество людей просто бесследно исчезало. Об этом рассказывают две картины ретроспективы — "Скрытое изображение" Пабло Перельмана и "Пропавшие заключенные" Серхио Кастильи (производства Швеции и Кубы). "Китайский башмак" Кристиана Санчеса, снятый в разгар диктатуры, воскрешает на экране смутную, запутанную атмосферу того времени.
В ретроспективу Чилийской синематеки вошли также две документальные ленты Игнасио Агуэро. Первая — "Не забывайте" — о женщинах, разыскивающих своих исчезнувших всего за несколько дней до военного переворота мужей, тела которых были обнаружены в известковой шахте. Вторая — "Сто детей в ожидании поезда" — о судьбах детей, живущих в маргинальных районах города, которые, несмотря на свое бедственное положение, способны радоваться жизни, открывать волшебный мир кинематографа", - рассказала на пресс-конференции куратор программы Евгения Тирдатова.
Натуралистичный Чили, боевая Мексика
В программу основного конкурса попали сразу несколько латиноамериканских картин: "Путь к успеху из Аргентины" (режиссер Себастьян Родригес), "Те, кто внизу" производства Боливии, Бразилии, Аргентины, Колумбии и Уругвая (режиссер Алехандро Кирога), "Три брата" из Чили и Аргентины (режиссер Франсиско Папарелья) и мексиканский фильм "Черная луна" (режиссер Тонатью Гарсия).
Аргентинский режиссер Франсиско Папарелья предпочитает в своих работах стиль "грязного реализма". Мрачная, с гнетущей атмосферой картина "Три брата" шокирует зрителей преувеличенно реалистичными сценами свежевания туши кабана, добытой на охоте, неудачного полового акта, медицинских операций.
Сюжет закручен вокруг троих братьев-охотников, живущих в Патагонии (регион, разделенный между Чили и Аргентиной), каждый из которых тяжело болен, демонстрирует, по определению режиссера, токсичную маскулинность, не в состояниях справиться с обстоятельствами, почти со всеми холоден, закрыт и одинок.
Тревожное ожидание трагичного финала, не отпускающее весь фильм с его медленным и бездейственным повествованием, усугубляется музыкальным сопровождением: нагнетающим тревогу саундреком Мигеля Мирандо и довольно большим количеством хэви-метал композиций.
Совершенно иной по стилю и настроению мексиканский фильм "Черная луна" Тонатью Гарсия, который, представляя фильм, подчеркнул, что посвящает его своей родной провинции Веракрус. Главный образ и персонаж этой картины – река Лос Пескадос, которую местные коррупционные чиновники хотят уничтожить, построив плотину. Поселок, в котором происходят события, живет за счет рыбной ловли, а также выращивания манго и лимона, и уничтожение реки будет означать его гибель.
Весь поселок поднимается на борьбу, чтобы отстоять свою реку: сюжет довольно типичный для Латинской Америки и остро социальный, все в нем говорит о непримиримом противостоянии народа и ненародной власти, а все говорит о том, что борьбе этой совсем не скоро придет конец.
Несмотря на то, что один из главных героев погибает, борьба за реку не выиграна, а главная героиня – старшая сестра большой и бедной семьи остается в той же нищете и тех же проблемах, с которых начиналась картина, фильм наполнен светлым оптимизмом и духом борьбы. Красочный, яркий, колоритно национальный, с разнообразными песнями композитора Карло Айльона, сопровождающими каждый перелом сюжета в картине.
Антиутопия о любви и антиутопия о сырном фашизме
Еще один фильм из конкурсной программы – "Фи 1.618" совместного производства Болгарии и Канады режиссера Теодора Ушева, на родине более известного, как режиссер-мультипликатор.
Фильм комбинирует в себе одновременно черты антиутопии, страшной сказки, компьютерной игры-квеста и мистической притчи. Мир, в котором происходят события картины – футуристичен, чем-то напоминает песчаные пустыни из "Кин-дза-дза" Георгия Данелии. Произошедший 100 лет назад переворот привел к созданию бессмертных, биологически совершенных людей – биотитанов, которые собираются покинуть землю на космическом корабле (точь-в-точь повторяющим конструктивистскую архитектуру некоторых советских театров 80-х годов), в то время как на земле, у смертных людей происходит нечто совершено дикое, средневековое, безнадежное.
Невероятное количество отсылок и ассоциаций встречается едва ли не в каждом кадре фильма: здесь есть что-то и от "Заводного апельсина" Стэнли Кубрика, и от "Сказки странствий" Александра Митта, и совершенно классические приемы антиутопии из замятинского "Мы" или "1984" Оруэлла – новояз, помпезная эстетика очевидно нацистского режима (даже слегка преувеличено: марши, кожаные плащи биотитанов с красными повязками на рукавах и стяги, на которые свастики заменили белые фигурки самолетов – уж совсем очевидны).
Карикатурно злодейскому строю создатели фильма противопоставляют любовь, для достижения которой герою, как и положено персонажу классической сказки, придется пройти семь испытаний, потерять нечто дорогое, и, разумеется, отказаться от бессмертия.
И совершенно другая антиутопия – швейцарская – вошла во внеконкурсную программу ММКФ "Дикие ночи". Фильмы этой программы – триллеры, ужастики, и всякое другое "взрослое и страшное кино". Швейцарские режиссеры Йоханнес Хартман и Сандро Клопфштейн представили же остросюжетную черную комедию "Безумная Хайди".
Куратор программы кинокритик Егор Москвитин рассказал, что этот фильм – по-настоящему народный: в его создании не участвовала ни одна компания, фонд, или что-нибудь в этом роде, а деньги собирали в Швейцарии способом краудфандинга.
Чего, впрочем, не скажешь, по качеству фильма. Яркая, смешная, местами кровавая и жесткая комедия рассказывает о диктатуре сумасбродного президента Швейцарии, которого велено называть не иначе как Мой Очень Швейцарский Лидер, и которому принадлежит компания-магнат по производству сыра. Диктатор-Майли заставляет всех жителей страны питаться исключительно сырами и шоколадом, а тех, у кого оказывается аллергия или непереносимость лактозы, отправляет в концлагеря.
В фильме снялось не мало звезд: например, президента Майли играет американский актер Каспер Ван Дин, известный по роли Джонни Рико в фантастическом фильме "Звездный десант", и британский актер Леон Херберт, запомнившийся зрителям ролями в американских сериалах "Чужестранка" и "Карнивал Роу".
24 апреля 2023, 05:19Культура
Режиссер Рахуль Равель из Индии: Русская культура обширна, я вижу ее в Москве во всёмС 20 по 27 апреля в столице проходит 45-й юбилейный Московский международный кинофестиваль (ММКФ), участие в котором приняли 64 страны. Рахуль Равель — режиссер и автор книг о кинематографе и актерском мастерстве, председатель жюри основного конкурса. Помимо него в состав жюри вошли также представители России, Колумбии и Казахстана