Алжирский лидер решил посетить Париж позже. Сначала приедет Москву, чтобы продолжить развитие экономических и политических отношений с Россией, которые развиваются в последнее время с большой динамикой.
Эксперты отмечают, что сближение двух государств заметно ускорилось на фоне украинского кризиса.
"Алжир извлек выгоду из конфликта на Украине: подписал энергетические сделки с Италией и Грецией и следит за живым спросом на газ со стороны других европейских правительств. Но при этом сделал и немало пассов в сторону Москвы, на которые та ответила взаимностью.
Алжир воздержался в ООН при голосовании с осуждением России. Алжир также выступил против последующих резолюций о приостановке членства России в Совете ООН по правам человека и о боевых действиях на территории Украины.
Алжир и Россия поддерживают внешнеполитические и военные контакты на высоком уровне. Посол Алжира в России объявил о подготовке нового документа о стратегическом партнерстве для укрепления сотрудничества в областях, не охваченным предыдущей редакцией от 2001 года. Кроме того, Алжир официально подал заявку на вступление в экономико-политическую организацию БРИКС", – написала об этом американская газета The Hill.
Такая смена внешнеполитических приоритетов выглядит для Африки знаковым символизмом. Ведь Алжир долгое время являлся основной французской колонией, и освободился в результате долгой войны за независимость, проходившей в 1954-1962 годах.
Французские власти пытались удержать эту страну буквально любой ценой. Они практиковали массовые карательные акции против мирного населения, которое поддерживало повстанцев.
В результате этой жестокой политики погибло около полутора миллиона алжирцев. И власти североафриканской страны настаивают на том, что в Париже обязаны извиниться за свои преступления.
В Алжире также требуют открыть секретные архивы французских спецслужб, чтобы прояснить судьбу пропавших арабов и берберов, которых похищали, пытали и убивали во времена господства европейских колонизаторов.
Кроме того, жители Сахары хотят получить от французского правительства компенсацию за последствия испытания ядерного оружия. Его испытывали на территории Алжира в конце пятидесятых годов. Причем радиоактивные выбросы распространились тогда на многие сопредельные государства, включая Марокко, Мавританию, Мали, Нигерию, Гану.
Однако в Париже не хотят признать свои преступления и не собираются извиняться перед их жертвами.
"Я не вижу необходимости просить прощения: этот жест может разорвать все связи. Самое худшее в этой ситуации было бы сказать, что мы извиняемся, а затем каждый пошел бы своим путем", – заявил об этом президент Эммануэль Макрон.
Такая высокомерная реакция породила глубокий кризис в отношениях между Францией и Алжиром. Власти африканской страны не доверяют французским политикам, подозревая, что они вынашивают планы нового закабаления своей бывшей колонии.
Тем более, французов недавно уличили в тайной поддержке алжирских оппозиционеров, которые пытаются дестабилизировать ситуацию в государстве. После этого скандала алжирцы на время отозвали своего посла, заявляя, что его возвращение во Францию может произойти только при условии "полного уважения Парижа к алжирскому государству".
А французская газета L’Express, анализируя сценарии возможных конфликтов с участием Франции, даже обсудила гипотетическую возможность новой войны с Алжиром – приблизительно к 2029 году.
Сотрудничество с Москвой, напротив, осуществляется для Алжирской Народной Демократической Республики на взаимовыгодных и равноправных условиях. Россия заинтересована в экономических связях с Алжиром, который занимает восьмое место в мире по разведанным запасам природного газа, четвертое место по его экспорту, а также одиннадцатое место по экспорту нефти.
Алжирцы и россияне координируют свои действия на мировых рынках энергоносителей. А предстоящее вступление в БРИКС откроет для Алжира доступ к выгодным международным кредитам, с целью стабилизации национальной экономики и реализации инфраструктурных проектов.
"У нас с Алжиром прекрасные отношения и поддерживается очень доверительный диалог. Этот вопрос обсуждается в рамках коллективной работы в БРИКС. Мы приветствуем желание наших друзей, партнёров и единомышленников подключаться к работе в таких форматах, как БРИКС и ШОС, и другим, где мы активно работаем", – заявил замглавы российского МИДа Михаил Богданов.
Россия второй год подряд удваивает поставки сельскохозяйственной продукции для потребителей из Алжира. В прошлом году эта африканская страна вошла в первую пятерку покупателей российского зерна, импортировав из РФ почти 1,3 миллиона тонн пшеницы. Причем в предыдущие годы алжирцы закупали зерно только у французов, которые потеряли этот емкий и важный рынок.
Интеграция усиливается на разных уровнях. Российская и алжирская столицы – Москва и Алжир – недавно подписали первый меморандум о взаимном сотрудничестве, а Росавиация обещает установить между двумя странами прямое авиасообщение, которое должны будут запустить уже в текущем году.
В свою очередь Франция стремительно теряет былое влияние в северной Африке, где постепенно освобождаются от рудиментов колониальной зависимости, делая свой выбор в пользу других партнеров.
По мнению экспертов, охлаждение отношений с Алжиром станет очередным ударом по реноме президента Макрона. Характерно, что визит алжирского президента перенесли под предлогом того, что в Париже продолжаются протесты против пенсионной реформы, которые поддерживают 76% населения Франции.
Известный французский историк Пьер Розанваллон заявил, что его страна переживает сегодня самый "самый тяжелый политический кризис со времен алжирской войны".
Напомним, что фактическое поражение в войне с Алжиром привело к резким изменениям в политическом курсе французского руководства. В Париже приняли решение выйти из военной организации НАТО и одновременно отказались использовать в международных расчетах американский доллар.
Сейчас, в наши дни, французской власти также придется изучить уроки истории, пересматривая основы своей политики.
Судя по всему, Макрон попытался сделать это во время своего визита в Китай. Но эти шаги выглядят недостаточными, и на это указывает позиция алжирского президента, которые предпочел посетить Москву прежде Парижа.