Каковы перспективы НАТО и чем ответит Россия на агрессию Запада? Об этом говорили участники состоявшейся в пятницу, 21 апреля, в международном пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» конференции «Трансформация НАТО: украинский фактор и скандинавский вектор».
Конференция состоялась в рамках проекта «Украинское досье», реализуемого мультимедийным изданием Украина.ру.
Либо вернем границы 1945 года, либо…
Расширение НАТО, вступление Финляндии в Альянс и появление новой протяженной границы России с НАТО — это проявление инстинктов противника, считает депутат Государственной Думы РФ от Мурманской области и Республики Карелия Евгений Федоров.
Он напомнил, что есть закон конкуренции государств и наций. И потому действия США и их вассалов вполне логичны и понятны.
«В 1991 году мы продемонстрировали слабость и отказ от Отечества — это симптом серьезной болезни. Два выхода: выздоравливаем до границ 45 года или умираем. Третьего варианта нет», — сказал политик.
Что касается появления новой границы с НАТО, то, по словам Федорова, ответ тут может быть один — российский ядерно-оружейный комплекс. Ядерная триада — это не столько военный или технический формат, сколько формат политический. Только выход РФ из системы ядерного сдерживания в 1994 году позволил Западу создать 800 новых военных баз — они исходили из того, что у России будто бы и нет теперь ядерного оружия.
Возвращение в систему сдерживания путем ядерного нацеливания тут же запустит машину в обратную сторону, считает политик. В конечном счете, по его мнению, «это приведет к демонтажу НАТО».
Проблема в Москве — когда же запустят механизм сдерживания. Федоров напомнил, что президент РФ Владимир Путин уже пытается пробить повестку, заявив, что наш враг — это США, а не Украина. По словам политика, как только мы перейдем к этой повестке, все изменится.
Но пока соответствующие заявления Путина нигде не обсуждаются, отметил Федоров. По его словам, вообще информповестка практически контролируется врагом — сотни миллиардов долларов вбрасываются для контроля над интернетом, ТВ и пр. Главное — информационная война, и здесь для России важно показать серьезность намерений.
Намерения, по мнению политика, должны быть ясны, фактически это возврат к границам СССР (возможно, за исключением Прибалтики).
Модерировавший дискуссию главный редактор Украины.ру Искандер Хисамов попросил спикера уточнить позицию по Арктике, ведь арктические ресурсы — это серьезный экономический фактор. На это Федоров ответил: экономика есть следствие политических решений, и в этом смысле «мы (Россия. — Ред.) 30 лет работаем на Запад».
Это относится и к Арктике — да, Северный морской путь развивается, но это все следствие политических и военных балансов. Ранее СССР до самого Северного полюса контролировал часть территории, так называемый конусный контроль. А сейчас США пытаются доказать, что это международные воды. Вопрос контроля — это вопрос расстановки сил, считает политик.
Финны — «в военном психозе»
Принимавший участие в конференции финский политолог и общественный деятель, доцент Хельксинского университета Йохан Бекман отметил, что в Финляндии сейчас наступили сложные времена. Страна теперь в составе НАТО — две недели только, но уже абсолютно везде чувствуется, что НАТО теперь — хозяин Финляндии.
План присоединить к НАТО Финляндию вместе со Швецией блицкригом провалился, но Финляндия все же попала в военный блок. Зачем это было сделано? Бекман подчеркнул, что об этом говорили вполне откровенно — говорили, что это повод наказать РФ, наказать Путина, попытка повлиять каким-то образом на него.
То есть с безопасностью страны это не связано, а связано только с тем, что надо наказать Россию, подчеркнул эксперт.
По его словам, со стороны РФ никаких угроз для Финляндии не было и нет, это все признают. Но финское правительство решило преследовать русских в Финляндии, реализуются какие-то странные антироссийские проекты. Бизнес очень много на этом теряет — пропали русские туристы, какая от них-то была угроза?
В прессе целый год велась беспрецедентная пропаганда, в результате финский народ находится в военном психозе, констатировал политолог.
Он продолжил: никакого референдума не было, вступали в НАТО на основе соцопросов. И называют это «триумфом демократии»... Это насмешка: референдум показал бы, что большинство финнов против. При этом даже обсуждение темы НАТО в ходе парламентских выборов фактически негласно запрещено.
В свою очередь Хисамов отметил, что «финнов мы знаем как спокойный и рассудительный народ», но помним, что иногда его можно свернуть с правильного пути пропагандой, как это случилось, например, во времена Гитлера.
Что происходит сейчас? Бекман ответил на это, что сначала не все финские партии были за, но затем ситуация изменилась — что-то произошло за кулисами… Что до народа, то народ оказался в заложниках, финны теперь попали в новые экономические условия, заняты ростом цен и прочим.
В целом, усиливается антироссийская и антипутинская пропаганда, похоже, что и Украину будут затаскивать в НАТО. Атмосфера истеричная, заключил эксперт.
Украина как «анти-Россия на стероидах»
Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Дмитрий Суслов считает, что НАТО будет наращивать силы на границах с РФ в рамках долгосрочной политики конфронтации с Россией, которая будет продолжена вне зависимости от исхода украинского конфликта.
Сейчас мы видим возвращение к доктрине передового базирование, это доктрина времен холодной войны. То есть НАТО постоянно собирается присутствовать на российских границах, военная инфраструктура создается на случай прямого открытого конфликта с РФ, считает эксперт.
Он продолжил: если по итогам конфликта какая-то часть Украины сохранится как антироссийское государство, то НАТО будет укреплять его, превращая в «анти-Россию на стероидах». При этом в НАТО остатки Украины все равно не возьмут, все обещания взять — это давление на РФ. Таким образом Запад показывает, что не согласен на урегулирование конфликта на устраивающих обе стороны условиях.
Москва требует нейтрального статуса Украины, но Запад отказывается это условие даже обсуждать.
И сейчас Запад просто подтверждает, что не готов к диалогу с РФ, не намерен учитывать ее интересы. Но при этом Запад заинтересован в том, чтобы война оставалась гибридной. Украине дают все необходимое для войны, но говорят, что они (Запад. — Ред.) не сторона конфликта.
И после завершения конфликта Украину возьмут в НАТО в одном только случае — в случае развала России и ее ядерного разоружения.
Расширение НАТО на Финляндию — это тоже действие в рамках той же стратегии, это охват России с флангов, создание еще одного источника угрозы. Финляндия теперь становится таким источником, отметил эксперт.
Кроме того, это укрепление власти США над Европой, точнее, над Евроатлантикой, Европа сейчас — вассал Америки. Что до Швеции, то ее вступление в Альянс прямо сейчас не имеет критичного значения для США, цели выполнены и вступлением одной Финляндии, сказал Суслов, добавив, что Америка в такой ситуации вполне может позволить турецкому лидеру Эрдогану — особенно если он победит на выборах — играть в этом вопросе особую роль.
Эрдоган и «шведкий вопрос»
Об особой роли Стамбула рассказал политолог, эксперт-практик по Турции Иван Стародубцев. По его словам, позиция Эрдогана относительно вступления Швеции в НАТО не говорит о каких-то особых отношениях с РФ, тут у Турции собственный интерес — она хочет интегрировать свой проект безопасности в общую повестку безопасности НАТО.
Общая повестка антироссийская и антикитайская, и она интересы стран — членов НАТО тут не учитывает. А вот Турция настаивает, чтобы ее интересы были учтены.
Кроме того, в Швеции допускают акции Рабочей партии Курдистана, сжигают Коран и т. д. Это вызывает в Турции соответствующую реакцию, финны в этом смысле куда осторожнее, рассказал Стародубцев.
По его мнению, против членства Финляндии в НАТО Стамбул возражать не стал по той причине, что 14 мая в Турции выборы, и эти выборы достаточно сложные для власти. Вот Эрдогану и потребовалось показать Западу, что с Турцией можно разговаривать.
По мнению эксперта, если на турецких выборах победит оппозиция, то они против членства Швеции в НАТО возражать не будут. Если же победит Эрдоган, то вариантов больше, многое будет зависеть от позиции Запада и от того, какие успехи у России будут к тому времени в СВО.
Но в целом вопрос решен, Швеция когда-то все равно станет членом НАТО, считает эксперт.
Почему Арктика?
Военный политолог, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета им. Плеханова Александр Перенджиев подчеркнул, что есть связь между украинским кризисом и борьбой России и США за арктические ресурсы.
Все понимают: кто будет владеть арктическими ресурсами, тот будет экогеоэкономическим лидером, ни больше и ни меньше, сказал эксперт.
По его словам, в США принимали несколько «арктических» стратегий, недавно приняли новую стратегию по Арктическому региону, это показывает, что украинский кризис не основной. Создавая украинский конфликт, США рассчитывали создать угрозу, добиться, чтобы у России не хватило ресурсов для противодействия в Арктике.
В рамках НАТО создается «Северно-Ледовитый» альянс, это как раз северные страны. Америка ведь любит воевать чужими руками, напомнил эксперт. Он продолжил: противник накапливает значительные средства и ресурсы для этой схватки, к этому надо относиться серьезно.
Что до особой позиции Турции относительно членства Финляндии в НАТО, то тут и есть экономические причины (газовый хаб), считает Перенджиев. То же можно сказать о Венгрии. Поскольку противник — США — готов создать газовый хаб в Великобритании и через нее продавать свой газ в Европу, то «неслучайна особая позиция Турции и Венгрии».
И взрыв «Северных потоков» можно рассматривать как начало битвы за ресурсы Арктики, сказал эксперт. По его словам, важно понимать, что украинский конфликт, при всей его важности, — это только «первая часть Марлезонского балета». А вот основной частью будет Арктика.
«Опираться на Ялту и Потсдам»
В свою очередь Евгений Федоров отметил, что в нашем обществе нет понимания ситуации: все почему-то считают, что США хотят с нами договариваться. Но зачем им договариваться? Пока США видят нашу слабость, будут давить.
Нельзя ведь просто так отдать Украину и сказать: теперь я на новых рубежах. Нет, настоящую перекройку границ может осуществить только новая мировая война, а это миллиард жизней, подчеркнул политик.
По его словам, пока США не видят угрозы со стороны России. В свое время такую угрозу Западу создали Сталин и Берия, создав ядерный щит. Эту угрозу нужно вернуть в политическую повестку, нужно опираться на Ялту и Потсдам, то есть на международное право. В таком случае Москва может искать и находить союзников, считает Федоров.
Искандер Хисамов на это заметил, что, судя по всему, международное право сегодня — далеко не для всех аргумент, поэтому очень многое, если не все, будет зависеть от хода и результатов СВО.