Президентские выборы в Турции состоятся на 14 мая 2023 года.
— Ариф, как проходил старт избирательной кампании в Турции? Какие у кандидатов шансы на успех?
— У нас есть два блока, первый блок — это фактический президент Реджеп Эрдоган и две небольшие партии. Второй блок — это шесть оппозиционных партий. Плюс есть еще одна группа, которая поддерживает позиции левых. Это Курдская демократическая партия. Этот отдельный блок также одобряет кандидата от оппозиции господина Кемаля Кылычдароглу.
Сегодня фактически в этом соревновании будут участвовать два кандидата. В избирательной кампании это очень важная и интересная тема, потому что раньше такого никогда не было. Землетрясение изменило тенденции голосования.
Турция пострадала от землетрясения, 15 городов полностью разрушены, и можно предполагать, что электорат Эрдогана сменил сторону из-за несостоятельности режима, а действующий президент потерял часть своих избирателей. Многие граждане злы на власти из-за неподготовленности к ликвидации последствий катастрофы.
Таким образом, нынешнее правительство находится между двух огней: избирателей и оппозиции.
Против действующего президента также выступает западная часть Турции, азиатская, средиземноморская и Мраморноморский регион — потенциальный электорат для левых. У оппозиции появляется шанс на победу на этих выборах. Я думаю, что американская и европейская повестка тоже готова признать их. Это очень важный момент, ведь если оппозиция придет к полярному полюсу [станет прозападной], какими будут отношения с Россией?
— Претендента от оппозиции Кемаля Кылычдароглу поддерживает западная коалиция. Это сыграет ему в плюс?
— Вы знаете, партия левых говорит, что они за Россию и в любом случае против западных стран, против Соединенных Штатов. Я думаю, что отношения между Турцией и Россией будут гораздо более глубокими и интенсивными в случае победы оппозиции.
— Что вы можете сказать о прокурдской партии и ее роли в выборах?
— Роль прокурдской партии ясна. Она поддерживает господина Кылычдароглу. Без их поддержки оппозиция не сможет победить на выборах.
— Как кандидаты в президенты Турции относятся к России и Украине?
— Знаете, я думаю, что оппозиция гораздо ближе к России, чем настоящий президент, потому что у левых партий за всю историю были хорошие отношения с Россией.
Однако нельзя исключать тот фактор, что президент Владимир Путин и Реджеп Эрдоган — хорошие друзья, и у нас очень хорошие отношения с Россией. Но Эрдоган также говорит, что у Турции очень хорошие связи и с Украиной. Я не думаю, что такая многовекторность в его взгляде изменится.
— Большие ли шансы у избирательной кампании Эрдогана в Турции?
— Нет, предвыборная кампания Эрдогана не будет эффективной, потому что он устал, он 15 лет у власти, у него нет новых предложений для народа.
— Какого кандидата поддерживаете вы?
— Я поддерживаю оппозицию: Республиканскую народную партию и Кылычдароглу.
— Что происходит в Турции накануне президентских выборов среди людей и в обществе?
— Турция оправляется после землетрясения, там действительно плохая ситуация в экономике и большие волнения в народе. В крупных городах наблюдается серьезный экономический кризис. В сельской местности сельскохозяйственная политика Эрдогана провалилась, в результате чего правый электорат повернулся в сторону республиканцев и левых.
Еще один важный момент — Эрдоган вмешивается в образ жизни людей, например, возникает запрет на алкоголь через высокие налоги. Еще он заключил предвыборный союз с исламистской террористической группировкой «Хезболла».
— Как вы можете оценить роль Турции в украинском конфликте?
— Турция не включилась в этот конфликт. На самом деле мы делаем экономической вклад как в Россию, так и в Украину, решая проблемы с продовольствием и участвуя в зерновой сделке. Турция всегда была на одинаковом расстоянии между Россией и Украиной. И после выборов это, я думаю, продолжится.
С англоязычной версией интервью можно ознакомиться здесь.