Начало СВО радикально меняет систему международных институтов в мире. Мы видим мощные трансформационые движения в ЕС, НАТО, ШОС… Безусловно затронут эти изменения и международные объединения на постсоветском пространстве – достаточно вспомнить недавний скандал с украинским флагом на заседании ПА СНГ.
Одним из этих институтов является созданный 20 апреля 1994 года "Ташкентский пакт", а точнее – Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Какова будет его судьба пока неясно, но можно вспомнить об уже имеющемся опыте миротворческой деятельности и сравнить с опытом НАТО. Хотя бы – на примере событий января 2022 года в Казахстане.
Ещё 7 января об отправке войск руководство ОДКБ попросил глава государства Касым-Жомарт Токаев, по словам которого, в стране действуют подготовленные "банды террористов" и их действия можно расценивать как акт агрессии.
В течение короткого времени просьба была удовлетворена – на помощь казахским правоохранительным органам был направлен контингент общей численностью 3500 человек. К 10 января беспорядки в Казахстане закончились: страна понесла убытки на сотни миллионов долларов, упущенная выгода – ещё миллиард долларов, свыше полутора сотен погибших и пара тысяч раненных.
В массовом сознании ОДКБ как военный союз направлен в первую очередь на защиту стран-участниц от внешних угроз. Однако устав организации закрепляет более общее направление её деятельности: реагирование на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов. В таком случае погромы и перестрелки, даже не имеющие признаков внешнего вмешательства, могут быть расценены как "кризисная ситуация, угрожающая безопасности и стабильности".
Новая роль блока была сформулирована президентом России Владимиром Путиным, который в ходе онлайн-саммита акцентировал внимание, что речь идёт об агрессии международного терроризма, ведь захватывавшие и громившие админздания боевики проходили обучение и горячих точках мира. Позиция главы российского государства была однозначной: "ситуация в Казахстане касается всех нас", а майданные технологии являются однозначной угрозой государственности.
Без сомнений, раз на фоне переговоров РФ и НАТО по гарантиям безопасности ОДКБ себя позиционирует как фактор, противостоящий любым деструктивным тенденциям на территории государств-членов. К слову, Путин на встрече уже заявил лидерам ОДКБ, что надо собраться и поговорить о Таджикистане, которому нужна поддержка, в том числе военной техникой, чтобы не повторить казахский прецедент.
А на мнение Запада, который лицемерно объявлял о необходимости соблюдать "право на мирный протест" во время захватов, погромов и мародерства в Алма-Ате, оглядываться никто не собирается. И Россия, и казахские элиты, очевидно, хорошо усвоили украинский урок.
Сейчас можно с уверенностью констатировать: в Казахстане сценария развала государства, скатывания республики в гражданскую войну удалось избежать благодаря миротворческой миссии ОДКБ. ОДКБ уже называют аналогом НАТО
Операция в Казахстане является первым серьезным опытом такого уровня для ОДКБ, но она резко контрастирует с подобными акциями НАТО. Результатом действий Альянса зачастую было усиление хаоса в государствах, углубление тенденции по их распаду, тысячи трупов мирных жителей, значительный критический ущерб гражданской инфраструктуре.
Одной из первых таковых стала операция "Обдуманная сила" в 1995 году, проводимая против боснийских сербов. 30 августа самолеты НАТО и артиллерия сил быстрого реагирования (СБР) начали бомбардировки сербских позиций, воздушные удары авиации НАТО продолжались 16 дней.
Ей командовал американский адмирал Лейтон Смит и направленность была вовсе не на прекращение конфликта, а на поддержку наступления мусульман и хорватов, захвативших ряд территорий, контролируемых сербами. Впоследствии это привело к изгнанию как минимум 50 тыс. сербов с территорий их постоянного проживания. Дейтонские соглашения закрепили распад Югославии, сделав сербов одним из крупнейших разделённых народов современной Европы.
В 1999 году против Югославии, состоявшей лишь из Сербии и Черногории, была проведена операция "Союзная сила", которая преследовала цель отторгнуть от нее Косово и поспособствовать свержению неугодного Западу президента Слободана Милошевича.
Бомбардировки Югославии начались 24 марта 1999 года без санкции Совета Безопасности ООН. Формальным поводом для интервенции были забуксовавшие переговоры в Рамбуйе (замок неподалёку от Парижа) по урегулированию косовского кризиса. Западная коалиция обвиняла сербов в этнических чистках мусульманского населения края и потребовала разрешения на ввод войск.
Сербская делегация отвергла данный ультиматум. Авиация альянса уничтожала как военные, так и гражданские объекты. В течение 78 дней самолеты НАТО нанесли около 2300 ракетно-бомбовых ударов по 990 объектам. Согласно информации МИД РФ, жертвами агрессии стали около двух тысяч мирных жителей. По разным оценкам, материальный ущерб от бомбардировок составил $ 30-100 млрд. В результате операции НАТО Белград лишился возможности контролировать ситуацию в Косове и оказывать поддержку местному сербскому населению — более 200 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома. Более того, спустя 20 лет после операции конфликтный потенциал в регионе по-прежнему сохраняется, как и проблема с международным признанием Косова, а страны Запада продолжают использовать силовую стратегию для решения своих задач.
Операция "Несокрушимая свобода", начавшаяся в Афганистане с подачи Вашингтона как ответ на террористический акт 11 сентября 2001 года, совершенный боевиками "Аль-Каиды"*, затянулась на целых тринадцать лет: 21 тысяча убитых мирных жителей Афганистана, более 2400 погибших американских солдат и более тысячи военнослужащих международной коалиции.
По ее итогу полностью решить задачу освобождения страны от влияния исламских радикалов "Талибана"** не удалось ввиду значительного сопротивления со стороны местного населения. В 2021 году, когда американский военный контингент был эвакуирован, обученная натовскими инструкторами афганская армия ничего не смогла противопоставить талибам**, которые за месяц "обнулили" 20-летнюю оккупацию страны.
Одной из показательных примеров является операция "Союзный защитник" в Ливии в 2011 году. Ее отличие было в том, что в отличие от других имелась соответствующая санкция со стороны ООН. Предлог был самый благовидный — защита населения от гибели в результате подавления властями страны вооруженной оппозиции.
В ходе вмешательства в начавшуюся гражданскую войну силы авиации НАТО бомбили подконтрольные Муаммару Каддафи позиции и города, чем поспособствовали решительному успеху оппозиции. Спустя некоторое время Каддафи был убит, но мира и процветания это стране не принесло. Ливия, которая когда-то выделялась высоким уровнем жизни по меркам Африки, ныне лежит в руинах, а гражданская война там продолжается до сих пор. Десятки тысяч убитых, сотни тысяч беженцев — таковы неутешительные итоги интервенции.
Если НАТО проводило свои действия, основываясь на принципе политической целесообразности, которая вела к жутким и непредсказуемым последствиям то ОДКБ, очевидно, исходит из приоритета законности и правопорядка. В этом состоит фундаментальное отличие подходов данных военных структур.
* Террористическая организация запрещённая в РФ.
** Организация. на которую наложены санкции ООН.