Разумеется, на Украине не может быть нацизма, потому что президент – еврей. Но рано или поздно некоторые недалёкие граждане могу сделать вывод о том, что ситуация, в которой оказалась страна, каким-то образом связана с национальностью президента. Не то, чтобы это было правдой, но ранее такой ход мысли возникал у граждан неоднократно.
Самым ранним случаем такого рода можно посчитать произошедший 910 лет назад в Киеве "Соляной бунт", который привёл к разграблению и сожжению еврейского квартала. Отец русской историографии Василий Татищев назвал его первым на Руси зафиксированным летописцами еврейским погромом. Правда, он ошибался.
16 апреля 1113 года в Киеве умер великий князь Святополк Изяславич. Особой популярностью он не пользовался. По словам Татищева, работавшего в том числе и с не дошедшими до наших дней летописями (относительно достоверности "сообщений Татищева" и сейчас идут дискуссии), Святополк "был вельми сребролюбив и скуп". Всегда мрачный и невесёлый, этот князь не улыбался даже на пирах. Но, в силу своей слабости к деньгам, он очень дружил с наводнившими в те годы Киев ростовщиками.
За время своего правления Святополк, согласно 31-му слову "Киево-Печерского патерика", "много насилий делал людям, без вины искоренил до основания семьи многих знатных людей и имение у них отнял". Даже народное бедствие служило князю лишь поводом для наживы. Так, например, когда в Киеве резко взлетели цены на соль, князь конфисковал запасы раздававших соль даром монахов Печерского монастыря, чтобы распродать их по высокой цене и получить сверхприбыль: "решил он со своими советниками, что цена на соль будет высокая и, отнявши у инока, сам будет продавать её".
Иудеи вероятно появились в Киеве после разгрома великим князем Святославом Игоревичем Хазарского каганата. Во всяком случае древнейший документ, касающийся Киева, датируется X веком и имеет именно еврейское происхождение.
Население каганата пришло в движение, и значительная часть иудеев, составлявших хазарскую элиту, стала перемещаться в более благополучные места, например, Тьмутаракань, а уже оттуда на север: в Киев и Чернигов. Здесь новоприбывшие занялись привычными для них промыслами, в основном торговлей и ростовщичеством. При этом между черниговскими князьями и еврейской общиной быстро установились дружественные и доверительные отношения.
К концу XI началу XII века в городе образовался целый еврейский квартал. Многие его жители занимались ростовщичеством, тем более, что Святополк им благоволил. Коренные киевляне были недовольны такому покровительству князя, так как ростовщики обложили многих горожан данью, в виде непосильных процентов по займу. Юридические понятия ссуда (исто) и ссудный процент (реза) были введены ещё Ярославом Мудрым в "Русской правде", однако среди православных это занятие почётом не пользовалось и осуждалось русской церковью. Вера же иудеев прямо предписывает им давать деньги в рост инородцам. Таким образом, они заняли в русском обществе пустующую нишу "банковского обслуживания".
Благодаря богатству и корпоративности они достаточно быстро стали влиять на князей, которые за оказанные услуги предоставляли им различные льготы. В результате при Святополке Изяславиче иудеи, отстроившие в Киеве собственный квартал, фактически имели больше прав, чем православные. Они не только сильно теснили русских купцов, но и активно становились владельцами русских рабов, обращая за долги свободных граждан в холопов и закупов.
После смерти Святополка возник вопрос: кому княжить? Большая часть киевской элиты желала, чтобы великим князем стал представитель лоббирующего интересы ростовщиков черниговского дома Святославичей. Его представляли внуки Ярослава Мудрого: Олег и Давыд. Их кандидатуры устраивали представителей еврейской общины, так что они пустили в ход все свои ресурсы и связи, чтобы верх взяли именно эти князья. Однако основная масса рядового населения, включая и некоторых представителей боярства, выступала за приглашение на княжение Переяславского князя Владимира Мономаха. Ему отправили грамоту с приглашением, но сам он, зная сложность политической ситуации, с принятием решения медлил.
Владимир Всеволодович не желал нарушать наследственное право, оставленное стране Ярославом Мудрым. По нему наследование престолов осуществлялось не по прямой линии – от отца к сыну, а по старшинству в роду. Таким образом, великое княжение переходило от князя не к его старшему сыну, а к следующему по возрасту его брату. Сам Ярослав Мудрый имел шесть сыновей, и уже после него эта система стала крайне сложной – князья, после смерти одного из них, начинали в полном составе менять свои владения в соответствии со старшинством.
Княжеские семьи были многочисленными, и с увеличением числа княжеских родов началась, с одной стороны, неразбериха, а с другой –обиды. При такой системе, многоопытный и отличившийся в боях сын старшего сына князя, нередко был обязан уступить старшинство своему, зачастую юному, дяде. Из-за этого возникали многочисленные междоусобицы.
В результате Мономах от княжения в Киеве отказался, победил малочисленный, но более влиятельный лагерь. И тогда киевляне вышли на улицы. Сначала они разграбили и сожгли двор тысяцкого – воеводы Путяты, и дворы близких Святополку сотских и бояр. После этого толпа, как говорится в летописи, пошла "на жиды", то есть бросилась громить еврейский квартал. Сами жители квартала успели укрыться в синагоге, но их владения киевлянами были разграблены, а потом и сожжены.
Восстание 1113 года со времён Татищева называют "первым еврейским погромом". Однако, Сергей Леонидович Пештич, ссылаясь на указы 1727 года и 1742 года о высылке евреев, напрямую связывал "антисемитскую заостренность" татищевского рассказа о событиях 1113 года со стремлением "исторически обосновать реакционное законодательство царизма в национальном вопросе". Российское государство при Петре впервые столкнулось с проблемой присутствия на его территории еврейского населения. Прежние спорадические контакты с оказывавшимися под российской властью евреями регулировались окказиональными актами: традиционными для феодального общества способами использования евреев, как арендаторов и откупщиков. В Малороссии их действия нередко приводили к конфликтам, которые зачастую заканчивались погромами. Татищев просто экстраполировал современную ему ситуацию на события, происходившие за 600 лет до его эпохи.
На самом деле, причины восстания были не этническими, а социально-экономическими и политическими. Поэтому одинаковой стала расправа как над русскими (тысяцкий, сотские, часть бояр), так и над евреями.
Неверно и то, что после погрома 1113 года еврейская община на Руси практически исчезла, возродившись только в конце XVIII века. Николай Михайлович Карамзин, продвинувшийся в критическом анализе источников далее, чем Татищев, отмечал, что в русских летописях под 1124 годом сообщается о том, что в Киеве "погорели жиды": это означало, что евреев никто из города и с Руси в 1113 году не изгнал. Кроме того, встречаются и другие записи. Например, ключник Анбал, один из участников убийства владимирского князя Андрея Боголюбского, в летописи именуется "жидовином". Также в сообщениях о том же убийстве упоминается участие некоего Ефрема Моизича (Моисеевича).
Однако, по сравнению с Западной Европой евреи действительно какой-либо более или менее значительной роли в жизни русского государства уже не играли. И только в конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой, в России снова образовалась значительная еврейская община, активно распространявшая свое влияние на политическую и финансовую жизнь государства Российского. Несмотря на действовавшие ограничения, например, "черту оседлости", к XX веку евреи вновь получили огромное влияние во всех сферах деятельности империи, фактически проигнорировав или обойдя все существовавшие на тот момент времени запреты.
2 апреля, 08:14История
Настоящая бомба под единую страну"Черта оседлости" для российских евреев была окончательно отменена 2 апреля 1917 года. Это мнение совершенно правильное, но есть одно "но" – в соответствующем документе ни слова не было ни о "черте оседлости", ни о евреях. И главные последствия этого решения касались вовсе не диаспорных народовНо в 1113 году киевляне разгромили дворы сторонников старого князя и еврейский квартал, а Владимиру Мономаху поставили ультиматум: либо он придет на княженье в Киев, либо разорению подвергнутся и его родные, и церкви. Ультиматум подействовал, и в 1113 году Мономах стал Великим князем Киевским. Он правил до 1125 года.
Придя к власти, первым делом новый князь ввёл законы, урегулировавшие отношения ростовщиков и заёмщиков. Он принял "Устав о резах", по которому, во-первых, отменили все старые долги, а во-вторых, установили определённый процент, выше которого давать деньги в рост запрещалось и процент разрешалось теперь взымать не более трех раз в год. За нарушение устава ростовщик карался полным разорением в пользу государства. Кроме того, приняли "Устав о закупах", облегчивший положение попавших в зависимость к ростовщикам из-за долгов и потерявших личную свободу. Также появился "Устав о холопах", резко ограничивший возможности для обращения свободных людей в рабство. На несколько столетий "еврейский" вопрос на просторах будущей Украины перестал быть актуальным.