История

О корнях украинского антисемитизма: "Соляной бунт" 1113 года

Подписывайтесь на Ukraina.ru
Разумеется, на Украине не может быть нацизма, потому что президент – еврей. Но рано или поздно некоторые недалёкие граждане могу сделать вывод о том, что ситуация, в которой оказалась страна, каким-то образом связана с национальностью президента. Не то, чтобы это было правдой, но ранее такой ход мысли возникал у граждан неоднократно.
Самым ранним случаем такого рода можно посчитать произошедший 910 лет назад в Киеве "Соляной бунт", который привёл к разграблению и сожжению еврейского квартала. Отец русской историографии Василий Татищев назвал его первым на Руси зафиксированным летописцами еврейским погромом. Правда, он ошибался.
16 апреля 1113 года в Киеве умер великий князь Святополк Изяславич. Особой популярностью он не пользовался. По словам Татищева, работавшего в том числе и с не дошедшими до наших дней летописями (относительно достоверности "сообщений Татищева" и сейчас идут дискуссии), Святополк "был вельми сребролюбив и скуп". Всегда мрачный и невесёлый, этот князь не улыбался даже на пирах. Но, в силу своей слабости к деньгам, он очень дружил с наводнившими в те годы Киев ростовщиками.
За время своего правления Святополк, согласно 31-му слову "Киево-Печерского патерика", "много насилий делал людям, без вины искоренил до основания семьи многих знатных людей и имение у них отнял". Даже народное бедствие служило князю лишь поводом для наживы. Так, например, когда в Киеве резко взлетели цены на соль, князь конфисковал запасы раздававших соль даром монахов Печерского монастыря, чтобы распродать их по высокой цене и получить сверхприбыль: "решил он со своими советниками, что цена на соль будет высокая и, отнявши у инока, сам будет продавать её".
Иудеи вероятно появились в Киеве после разгрома великим князем Святославом Игоревичем Хазарского каганата. Во всяком случае древнейший документ, касающийся Киева, датируется X веком и имеет именно еврейское происхождение.
Население каганата пришло в движение, и значительная часть иудеев, составлявших хазарскую элиту, стала перемещаться в более благополучные места, например, Тьмутаракань, а уже оттуда на север: в Киев и Чернигов. Здесь новоприбывшие занялись привычными для них промыслами, в основном торговлей и ростовщичеством. При этом между черниговскими князьями и еврейской общиной быстро установились дружественные и доверительные отношения.
День в истории. 7 сентября: в Киеве произошёл последний еврейский погромВ этот день 75 лет назад, 7 сентября 1945 года, в Киеве произошел еврейский погром. Как такое могло произойти спустя несколько дней после окончания Второй мировой войны на территории страны-победителя нацизма, где государственной идеологией был воинствующий интернационализм?
К концу XI началу XII века в городе образовался целый еврейский квартал. Многие его жители занимались ростовщичеством, тем более, что Святополк им благоволил. Коренные киевляне были недовольны такому покровительству князя, так как ростовщики обложили многих горожан данью, в виде непосильных процентов по займу. Юридические понятия ссуда (исто) и ссудный процент (реза) были введены ещё Ярославом Мудрым в "Русской правде", однако среди православных это занятие почётом не пользовалось и осуждалось русской церковью. Вера же иудеев прямо предписывает им давать деньги в рост инородцам. Таким образом, они заняли в русском обществе пустующую нишу "банковского обслуживания".
Благодаря богатству и корпоративности они достаточно быстро стали влиять на князей, которые за оказанные услуги предоставляли им различные льготы. В результате при Святополке Изяславиче иудеи, отстроившие в Киеве собственный квартал, фактически имели больше прав, чем православные. Они не только сильно теснили русских купцов, но и активно становились владельцами русских рабов, обращая за долги свободных граждан в холопов и закупов.
После смерти Святополка возник вопрос: кому княжить? Большая часть киевской элиты желала, чтобы великим князем стал представитель лоббирующего интересы ростовщиков черниговского дома Святославичей. Его представляли внуки Ярослава Мудрого: Олег и Давыд. Их кандидатуры устраивали представителей еврейской общины, так что они пустили в ход все свои ресурсы и связи, чтобы верх взяли именно эти князья. Однако основная масса рядового населения, включая и некоторых представителей боярства, выступала за приглашение на княжение Переяславского князя Владимира Мономаха. Ему отправили грамоту с приглашением, но сам он, зная сложность политической ситуации, с принятием решения медлил.
Владимир Всеволодович не желал нарушать наследственное право, оставленное стране Ярославом Мудрым. По нему наследование престолов осуществлялось не по прямой линии – от отца к сыну, а по старшинству в роду. Таким образом, великое княжение переходило от князя не к его старшему сыну, а к следующему по возрасту его брату. Сам Ярослав Мудрый имел шесть сыновей, и уже после него эта система стала крайне сложной – князья, после смерти одного из них, начинали в полном составе менять свои владения в соответствии со старшинством.
Княжеские семьи были многочисленными, и с увеличением числа княжеских родов началась, с одной стороны, неразбериха, а с другой –обиды. При такой системе, многоопытный и отличившийся в боях сын старшего сына князя, нередко был обязан уступить старшинство своему, зачастую юному, дяде. Из-за этого возникали многочисленные междоусобицы.
В результате Мономах от княжения в Киеве отказался, победил малочисленный, но более влиятельный лагерь. И тогда киевляне вышли на улицы. Сначала они разграбили и сожгли двор тысяцкого – воеводы Путяты, и дворы близких Святополку сотских и бояр. После этого толпа, как говорится в летописи, пошла "на жиды", то есть бросилась громить еврейский квартал. Сами жители квартала успели укрыться в синагоге, но их владения киевлянами были разграблены, а потом и сожжены.
Владимир Мономах и "золотая осень" Киевской Руси19 мая 1125 года в небольшой церкви на реке Альта неподалёку от города Переяслава в построенной его усилиями церкви скончался великий князь киевский Владимир Мономах
Восстание 1113 года со времён Татищева называют "первым еврейским погромом". Однако, Сергей Леонидович Пештич, ссылаясь на указы 1727 года и 1742 года о высылке евреев, напрямую связывал "антисемитскую заостренность" татищевского рассказа о событиях 1113 года со стремлением "исторически обосновать реакционное законодательство царизма в национальном вопросе". Российское государство при Петре впервые столкнулось с проблемой присутствия на его территории еврейского населения. Прежние спорадические контакты с оказывавшимися под российской властью евреями регулировались окказиональными актами: традиционными для феодального общества способами использования евреев, как арендаторов и откупщиков. В Малороссии их действия нередко приводили к конфликтам, которые зачастую заканчивались погромами. Татищев просто экстраполировал современную ему ситуацию на события, происходившие за 600 лет до его эпохи.
На самом деле, причины восстания были не этническими, а социально-экономическими и политическими. Поэтому одинаковой стала расправа как над русскими (тысяцкий, сотские, часть бояр), так и над евреями.
Неверно и то, что после погрома 1113 года еврейская община на Руси практически исчезла, возродившись только в конце XVIII века. Николай Михайлович Карамзин, продвинувшийся в критическом анализе источников далее, чем Татищев, отмечал, что в русских летописях под 1124 годом сообщается о том, что в Киеве "погорели жиды": это означало, что евреев никто из города и с Руси в 1113 году не изгнал. Кроме того, встречаются и другие записи. Например, ключник Анбал, один из участников убийства владимирского князя Андрея Боголюбского, в летописи именуется "жидовином". Также в сообщениях о том же убийстве упоминается участие некоего Ефрема Моизича (Моисеевича).
Однако, по сравнению с Западной Европой евреи действительно какой-либо более или менее значительной роли в жизни русского государства уже не играли. И только в конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой, в России снова образовалась значительная еврейская община, активно распространявшая свое влияние на политическую и финансовую жизнь государства Российского. Несмотря на действовавшие ограничения, например, "черту оседлости", к XX веку евреи вновь получили огромное влияние во всех сферах деятельности империи, фактически проигнорировав или обойдя все существовавшие на тот момент времени запреты.
Настоящая бомба под единую страну"Черта оседлости" для российских евреев была окончательно отменена 2 апреля 1917 года. Это мнение совершенно правильное, но есть одно "но" – в соответствующем документе ни слова не было ни о "черте оседлости", ни о евреях. И главные последствия этого решения касались вовсе не диаспорных народов
Но в 1113 году киевляне разгромили дворы сторонников старого князя и еврейский квартал, а Владимиру Мономаху поставили ультиматум: либо он придет на княженье в Киев, либо разорению подвергнутся и его родные, и церкви. Ультиматум подействовал, и в 1113 году Мономах стал Великим князем Киевским. Он правил до 1125 года.
Придя к власти, первым делом новый князь ввёл законы, урегулировавшие отношения ростовщиков и заёмщиков. Он принял "Устав о резах", по которому, во-первых, отменили все старые долги, а во-вторых, установили определённый процент, выше которого давать деньги в рост запрещалось и процент разрешалось теперь взымать не более трех раз в год. За нарушение устава ростовщик карался полным разорением в пользу государства. Кроме того, приняли "Устав о закупах", облегчивший положение попавших в зависимость к ростовщикам из-за долгов и потерявших личную свободу. Также появился "Устав о холопах", резко ограничивший возможности для обращения свободных людей в рабство. На несколько столетий "еврейский" вопрос на просторах будущей Украины перестал быть актуальным.
Рекомендуем