Еще при обустройстве новых городов (крепостей) на Руси в Петровские времена сразу же возводили бани как для "начальных" людей, так и для рядовых чинов. Практически во всех местах постоянной или регулярной (летние лагеря) дислокации русских войск имелись собственные бани.
На фронте бани устраивались в любом возможном месте из подручных материалов: мылись в лоханях, бочках, в брезентах, парились под тентами. В местах позиционных боев устраивали бани-землянки и традиционные бани-клети (срубы). Кроме того, еще до первой мировой войны были разработаны переносные "окопные" бани для устройства в палатках близ передовой. Россия была одной из первых стран, которая использовала мобильные бани (в поездах и автомобилях) на театрах боевых действий.
Во время Первой мировой войны в русской армии имелись мобильные "окопные" бани на конной тяге, автомобильные бани (в том числе участвовавшие во Французской экспедиции) и банно-прачечные поезда.
По свидетельствам историков, впервые поезд-баня-прачечная из 4-х вагонов появился в 1904 году и был предназначен для обслуживания полевых госпиталей и лазаретов на Дальнем Востоке. Поезд-баня №2 появился в I мировую войну в 1914 году. Состоял поезд-баня из 22 вагонов: 2 цистерны для воды, 4 вагона-бани, рассчитанный каждый на 24 моющихся, 2 вагона - раздевальни, 2 вагона - одевальни, каждый с 48 номерованными местами, 2 вагона - чайные и столовые, вагон-кухня, вагон для уничтожения паразитов на белье и одежде, вагон - дезинфекционная "японская камера", отдельный паровоз для нагревания воды, электрическая станция, вагон для поездной администрации с ее канцелярией, вагон для команды, вагон-склад белья чистого, вагон-склад грязного белья и вагон-кладовая для мыла и разных принадлежностей поезда-бани.
До начала Великой Отечественной войны в строй ввели только 9 таких поездов. Некоторые вагоны поездов-бань дореволюционной и довоенной постройки до сих пор находятся в составе российских банно-прачечно-дезинфекционных поездов. Свои бани имели и бронепоезда. В легких бронепоездах баня совмещалась с кухней в вагоне-кухне. Тяжелые бронепоезда могли иметь в своем составе вагоны-бани.
За чистотой на фронте следили очень строго, ведь грязь быстро приводила к антисанитарии, которая выливалась в толпы заболевших и дурно пахнущих солдат. Согласно установленным в те времена нормам, каждый военнослужащий раз в семь дней посещал баню и получал комплект чистого белья, куда входили портянки, рубашка и кальсоны. Особенно важным было обстирывать полевые госпитали. Там, кроме одежды, стирались еще и простыни, и бинты, и тряпки.
В тяжелые времена, когда перевязочный материал был в дефиците, кипятили и выбеливали уже отработанный и пускали в новый оборот. Одежду раненных нужно было тщательно отстирывать от пятен крови и подвергать обеззараживанию. Чтобы понять, какой объем работ приходилось выполнять банно-прачечному отряду, можно обратиться к данным, сохранившимся со времен советско-финской войны. За неполные 4 месяца военных действий, через руки банно-прачечного отряда прошло почти 7 000 000 кг белья, а ведь это в среднем по 58 тонн в день!
Сегодня сложно даже представить такие объемы! И это при том, что в распоряжении тружениц не было привычных сегодня стиральных машин, современных средств для стирки белья и перчаток. Да, были специальные стиральные барабаны, которые нужно было крутить вручную, но за раз такие приспособления могли выстирать максимум 20 единиц белья, а крутить их приходилось минимум по полчаса. После стирки белье вручную выгружалось, отжималось и развешивалось на сушку. И дальше по новому кругу с другой партией. Когда стиральный агрегат выходил из строя, стирать приходилось без него, своими руками и в простых тазиках.
Сегодня сложно даже представить такие объемы! И это при том, что в распоряжении тружениц не было привычных сегодня стиральных машин, современных средств для стирки белья и перчаток. Да, были специальные стиральные барабаны, которые нужно было крутить вручную, но за раз такие приспособления могли выстирать максимум 20 единиц белья, а крутить их приходилось минимум по полчаса. После стирки белье вручную выгружалось, отжималось и развешивалось на сушку. И дальше по новому кругу с другой партией. Когда стиральный агрегат выходил из строя, стирать приходилось без него, своими руками и в простых тазиках.
Заложенные традиции нашими предками, практический фронтовой опыт используется по полной программе и в наше время. С учетом современных требований, новых технологий, характера и способа современной войны.
Части и подразделения группировки российских войск на Украине, к примеру, обеспечены передвижными полевыми банями ППБ-32 и ППБ-32ВУ, а также передвижными полевыми прачечными ППП-60.
В автономном режиме без дозаправки передвижные бани позволяют помыть более 120 человек. Экипаж два человека. Работает техника при температуре окружающего воздуха от -60 до +60 градусов по Цельсию. Бани могут комплектоваться дополнительным оборудованием: палатками каркасными ПК-20, резервуаром для хранения воды РДВ-5000, модульным пластиковым покрытием МПП-1.Производительность прачечной по стирке белья – 60 кг/час, расход воды – не более 600 л/час, расход дизельного топлива – не более 40 л/час, запас воды – не менее 6500 л, время развертывания – один час. Экипаж – так же, как и в ППБ-32, два специалиста.
Стоит отметить, что обеспечение продовольствием российских воинов и, хотя бы, минимальными условиями для гигиены стоит на особом контроле оборонного ведомства. Следом за вооруженными силами следуют полевые кухни и даже хлебозаводы, способные выпекать до 6 тонн хлеба в сутки каждый. При этом, воинский рацион, несмотря на условия, крайне разнообразен — на передовой доступны даже соленья, овощи и зелень. Кроме того, продовольствия хватает, чтобы обеспечить не только нужды армии, но и местного населения.
Также в зоне боевых действий налажена работа и мобильных пунктов для соблюдения гигиены. Простыми словами, в распоряжении солдат есть мобильная баня. И мобильная она не только потому, что может сменить местоположение в любое время — она способна работать в чистом поле без электричества. Это стало возможно благодаря использованию дизель-генераторов.
Но и это еще не все, чем могут похвастаться российские военнослужащие. Для ночлега в полевых условиях используются переносные шатры-палатки, с мягкими постелями. Каждая из них оборудована "буржуйкой" — небольшой, но крайне удобной и эффективной печкой.
Как и в годы Великой Отечественной, вдоль линии фронта регулярно курсируют банно-прачечные поезда. Их передвижения и маршруты скрыты от посторонних глаз, на вагонах нет табличек с названием городов, а пассажиры такого воинского эшелона-солдаты и офицеры.
Для современного банно-прачечного железнодорожного комплекса более всего подходит выражение "город на колесах". Например, его электростанция может обеспечить энергией небольшой населенный пункт.
Взять зимний период в зоне боевых действий, где нет ничего, кроме холода и стужи. Появляется состав, который способен сразу обеспечить светом, теплом и водой до 1000 частных домов. Электричества хватит для одновременной работы 2000 стиральных машин и 3000 электрофенов. В автономном режиме такой комплекс способен обеспечить трехразовое питание, помывку, стирку и дезинфекцию более одной тысячи военнослужащих в сутки и свыше одной тонны вещевого имущества. За один час помыться в специальных душевых могут шестьдесят бойцов. Тут указаны уровни горячей воды, автоматически все включается, три лампочки, полный бак. Мощности составу хватит, чтоб автономно существовать больше месяца.
Обслуживающий персонал такого поезда гордится тем, что может с легкостью запитать не только себя, но и внешнего потребителя (населенный пункт поблизости). Без ложной скромности специалисты считают- до 1 000 частных домов могут обеспечить электроэнергией. А в стиральных машинах, есть разные режимы: шерсть, постельное белье. Все, что в армии есть, то и стирается. В принципе даже спальные мешки, стирается все как в домашней машинке, все одно и тоже, только объем большой. Машины, кстати, не прихотливые, не ломаются.
Не отказываются командиры и от помощи волонтеров с разных уголков России. Всего один пример. Жители Удмуртии строят баню для участников военной спецоперации в Глазовском районе. Походно-полевую баню собирают в деревне Солдырь. Идейным вдохновителем проекта стал местный житель Фарит Хазимуратов. Он отметил, что ему в свое время при прохождении срочной службы не хватало банно-комплексного обеспечения. Особенно в осенне-зимний период.. Энтузиасты и добровольные помощники сначала собрали сруб, после чего бревна нумеруют и разбирают конструкцию. В таком виде дерево загружают в машину и привозят на место. Процесс сборки на месте занимает около трех часов.
И таких примеров-сотни, если не больше. Впрочем, на фронте немало и своих умельцев, из числа мобилизованных. Не только баню могут соорудить, но и парилку по всем правилам. Словом, обеспечить в чистом поле бойцам комфортные условия для жизни и отдыха в перерыве между боями - задача не менее важная и ответственная. Своеобразный фронтовой девиз (поговорка): "Война войной, а обед – по распорядку!" не утратил актуальность. Участники спецоперации часто добавляют к этому обязательному атрибуту и полевую баню.