— Максим, насколько я знаю, вы родились в другом городе, а с 2015 года живете в Донецке. Какой ваш родной город? Расскажите, пожалуйста, почему так получилось? Город находится под обстрелами, множество бытовых трудностей: отсутствие воды во многих районах, плохо ходит транспорт и многое другое…
— Да, всё верно, я из Минска, Беларусь. Донецк действительно уже длительное время страдает, всё это не может не сказываться на мироощущении, тем не менее люди по-прежнему верят в лучшее, хотят мира и спокойствия. В Донецк я приехал, потому что влюбился, затем мы поженились и в итоге так и остались тут все вместе.
Касательно жизни в городе, я отвечу, цитируя «Пиратов Карибского моря» (режиссер. — Гоб Вербински): «Часть корабля, часть команды». Трудности, безусловно, имеют место быть, но жителям прифронтовых районов города и окрестностей намного труднее. Так что жив, здоров — уже хорошо. Но морально это непросто, конечно, сколько людей погибло уже... С обеих сторон.
— Вас знают, прежде всего, как композитора в сфере видеоигр. Ваш сайт на английском языке, вы сотрудничаете с разными иностранными компаниями, в том числе, насколько я знаю, южнокорейскими. Расскажите, какими проектами вы занимаетесь сейчас? Как устроена индустрия видеоигр в России и за рубежом?
— Всё верно, в первую очередь сайт и выполняет функцию визитки, где потенциальный клиент может ознакомиться с работами и решить, насколько мой подход будет уместен в его или их проектах. Сайт ориентирован больше на зарубежных клиентов, в то время как с людьми нашего региона я как правило взаимодействую намного более персонализировано.
На данный момент в большей степени я занимаюсь созданием музыки для рекламных роликов, игровых трейлеров и прочего, ведь когда работаешь над саундтреком к игре в основном тебе приходиться фокусироваться на каком-то одном жанре и затем в течение продолжительного количества времени заниматься непосредственно им, в то время как в коротких роликах есть возможность постоянно экспериментировать с самыми разными стилями и пробовать что-то новое от проекта к проекту.
Насчёт устройства индустрии мне сказать сложно, поскольку моя специализация довольно далека от руководящих должностей, где люди в костюмах знают, как всё устроено, но могу точно сказать, что очень бы хотелось видеть больше поддержки от государства и инвесторов в отечественной игровой индустрии.
Да и не только игровой, конечно, а во многих другие творческих и медиасфер в целом. Недостаток мотивации, как мне кажется, сильно сказывается на том, почему многие пытаются самореализоваться именно за границей, а не в своей стране.
— Игры, как и другой визуальный и развлекательный контент, часто становятся объектом политических и идеологических манипуляций (как, например, скандалы вокруг игры Atomic Heart). Вы сталкивались в своем творчестве с чем-то подобным? В прошлом и этом году стало сложнее работать с иностранными проектами или все нормально?
— Честно говоря, напрямую пока не сталкивался. Надеюсь и не доведётся, но определённо не приветствую подобное. Что касается работы, то либо мне очень повезло с клиентами, либо... Даже не знаю. Наверное, всё-таки повезло. Но пока что проблем не возникало, с сомнительными предложениями никто не обращался и какой-либо неприемлемой риторики не звучало. Тьфу-тьфу-тьфу.
— В одном интервью вы охарактеризовали жанр своей музыки как «электронную, совмещенную с роком 70—80-х годов», все верно? Какие музыкальные стили и направления вам ближе всего? Какие кажутся самыми современными и актуальными?
— Что касается стилей... Где же это такое у меня было, про смесь 70—80-х, я не настолько стар…
Я смешиваю по настроению, а также в зависимости от конкретных задач. Сам я рос преимущественно на тяжёлой музыке 1990—2000-х годов, это определённо оставило свой отпечаток, тем не менее, не первый год работая с самыми разнообразными проектами, ты учишься воспринимать и другие жанры, находить вещи их объединяющие. А если не находишь, то объединять их против собственной воли и смотреть что получится.
Нынче всё очень быстро меняется, потому очень сложно выделить тот самый актуальный стиль. Оттого мне кажется, что эксперименты по совмещению жанров будут наиболее верным решением, во всяком случае касательно медиа. Плюс эксперименты способствуют развитию, стимулируют творческих подход. Это всегда интересно, если отойти от стереотипов и блоков, что какие-то жанры хуже, чем другие. Всё это как пазл, который ты складываешь.
— Вы также сотрудничаете с кино, недавно вы сотрудничали с создателями нового сезона сериала «The Тёлки», до него — с сериалом «Игра на выживание». Расскажите, пожалуйста, о работе в кино. Что это за процесс? С кем из съемочной команды вы взаимодействуете, создавая саундтрек?
— А вот тут я вынужден уточнить, дабы избежать недопонимания: моя композиция играет в трейлере сезона упомянутого сериала, но к саундтреку самого сериала я отношения не имею. Всё же такого рода проектами занимаются люди посерьёзнее меня.
С кино как таковым также работать не доводилось, это требует несколько иного набора навыков, но я бы безусловно был рад поучаствовать, если бы подобное предложение поступило. Мне кажется сейчас самое время тем, кто не решался себя реализовать как актёр, режиссёр, оператор и так далее — попробовать. Думаю, в ближайшие годы мы увидим очень много работ от отечественных креативных команд, и это очень хорошо.
— Что можете сказать о современном российском кино, его основных трендах, в том числе и музыкальных? С кем из режиссеров или компаний хотелось бы поработать лично вам?
— Из того, что я наблюдал в российском кино в последние годы, у нас определённо очень много талантливых людей и, безусловно, есть возможности делать очень крутые вещи. Тем не менее в большинстве случаев выглядит так, словно или спешка, или финансирование, или желание угодить поклонникам западного кино душит многие довольно интересные проекты. Хочется надеяться, что это изменится к лучшему.
А поработать... Я, если честно, был бы рад поработать с [Андреем] Тарковским, но увы.
13 апреля 2023, 17:56История
"Украинская трилогия" Александра Довженко: прорыв в мировой кинематограф— Вы написали музыку для независимого сериала Владимира Аграновича «Мобилизация» о боевых действиях на Украине. Создатели проекта рассказали мне, что это была ваша инициатива. Почему вы захотели поработать над проектом? Как это было, какая музыка получилась?
— Это было из разряда «да ладно?», когда увидел новость о находящемся в процессе создания независимом сериале, кажется, это был репост в одном из крупных Telegram-каналов. Поскольку живу я в Донецке давно, все события происходили и происходят, можно сказать, у меня на глазах. Я не удержался и решил написать создателям, предложить свою помощь, если она вдруг пригодится.
Впрочем, с другой стороны, были подозрения, что возможно это проект заказной, соответственно все роли уже расписаны, и всё это будет весьма оторванным от реальности, растянутым по хронометражу агитационным роликом. Однако был удивлён, когда выяснилось, что сериал действительно создаётся полностью своими силами небольшой командой, которая до этого занималась журналистикой и освещением мероприятий.
Владимир сразу же согласился поработать вместе, причём сразу буквально разрешил делать то, что сочту нужным. Для меня это первый подобный проект, потому, безусловно, от такой власти я несколько растерялся, развивал идеи все семь эпизодов, но по итогу я доволен тем что вышло.
Стилистически это резко контрастирует с тем, что я делаю обычно, это более приземлённая и весьма минималистичная музыка, которую я старался делать, опираясь, в первую очередь на ощущения, а не на «этот стиль не модный, не поймут».
При этом приятно, что Владимир это поддержал (Владимир и его сестра Катя [блогер и продюсер сериала Екатерина Агранович] вообще ребята что надо), поскольку, послушав моё портфолио, можно ожидать совершенно определённых вещей, совершенно не похожих на то, что я в итоге сделал. И, наверное, это хорошо.