Речь шла об инциденте с японским рыболовецким судном "Фукурю-Мару" ("Счастливый дракон"), которое попало под радиоактивный след взрыва термоядерной бомбы на атолле Бикини 1 марта 1954 года. Члены экипажа заболели лучевой болезнью и тут внезапно стало понятно, какую опасность представляет радиоактивное заражение – до этого случаи лучевой болезни были единичными, носили лабораторный характер, а в Хиросиме и Нагасаки влияние радиации было слабым (взрывы были воздушными, со сравнительно небольшим объёмом радиоактивных осадков).
Как и полагается классику, Иван Ефремов успел раньше. Фантастический рассказ "Адское пламя" был написан в 1948 году, но опубликован почему-то только в 1954 году. К сожалению, информации об этом нет, но что-то нам подсказывает наличие связи с тем самым испытанием Castle Bravo, последствия которого описывал старший Стругацкий…
События рассказа происходят в Австралии, конкретно – в пустыне Гибсона ("Джибсона" у Ефремова), однако обычно рассказ относят к "африканскому" циклу. Дело в том, что главные герои рассказа – индус Ауробиндо и зулус Инценга, стали жертвами расовой дискриминации в Южно-Африканском союзе (режим апартеида был введён как раз в 1948 году), попали в тюрьму и были вывезены на каторжные работы в Австралию.
Тут, разумеется, масса пересечений с другими сферами интереса и творчества Ефремова.
Герои итальянской ветки романа "Лезвие бритвы" сначала попадают в ЮАС. В смысле – они ищут (и находят) алмазы в Намибии, а потом уже едут в Индию, где совершенно случайно пересекаются с героями русской ветки (ну а где им ещё пересечься?) Там, кстати, тоже сильна антирасистская тема.
Есть связь и с повестью "На краю Ойкумены", где принадлежащие к разным расам творческие люди тоже не по своей воле совершают длительное путешествие по Африке.
Ауробиндо имя, разумеется, не случайное – подразумевается выдающий индийский йогин и философ Ауробиндо Гхош. Ефремов очень интересовался индийской культурой и философией вообще и йогой в особенности. Естественно, не могла пройти мимо его внимания "интегральная йога" Шри Ауробиндо. Вполне вероятно, что одним из индийских мудрецов, которые встречались с героем "Лезвия" Гириным, мог быть Ауробиндо (разумеется не мог, потому что умер в 1950 году, а работа над романом началась в 1959 году, но Ефремов всё же фантаст и фантастический элемент в романе присутствует).
Относительно Инценги мы нашли только Хосе Инценгу (Инзенгу) – испанского композитора и собирателя народный мелодий XIX века, с роботами котрого знакомился Николай Римский-Корсаков во время работы над "Испанским каприччо". Существует ли такая связь на самом деле сказать трудно.
В пустыне строится эстакада для запуска ракет с ядерными боеголовками – в точности, как в старых советских фильмах ("Космический рейс" 1936 года), потом их перевозят на атолл, который должен стать мишенью и там оставляют из соображений соблюдения режима секретности – тюремщикам показалось, что эти заключённые слишком сообразительные (насколько нам известно в советской ядерной программе зэки не использовались).
"Космический рейс"
Ауробиндо гибнет, Инценго выживает (третья ракета совершенно случайно пропадает не в остров, а в британский, судя по контексту, военный корабль). В конце рассказа "зулус ехал на съезд друзей человечества, простых людей – черных и белых, желтых и краснокожих. Ехал, чтобы поведать борцам за мир новую злобную затею врагов человечества" (звучит особенно прекрасно если учесть, что первое испытание ядерной ракеты было проведено в СССР в начале 1956 года).
Само собой разумеется, что с технической точки зрения в рассказе всё не так, что в общем-то и не удивительно – речь идёт о моментах, которые в конце 40-х годов были секретными.
По поводу ракеты сам Ефремов писал, что "описанная мною ракета с направляющим коридорным наземным устройством выглядит по сравнению с современными самонаводящимися на цель ракетами-роботами оружием давнего прошлого".
Совершенно некорректно описание ядерного взрыва: "из моря встала мгновенно и бесшумно исполинская клубящаяся башня. Из башни вылетело гигантское белое облако, взвившееся в небо и одновременно широко раскинувшееся в стороны, как будто кто-то раскрыл невероятной величины белый зонт". Ну сейчас-то мы знаем, что сначала видна вспышка, потом возникает огненный шар и уже из него формируется облако взрыва. Ефремов этого не знал, но знал, что форма облака грибообразная.
Не слишком много у писателя и информации о поражающих факторах взрыва. То, что два человека выжили при обстреле двумя ядерными ракетами – чудо само по себе, но то, что Инценга выжил, шляясь в непосредственной близости от эпицентров двух взрывов (описываются "поля оплавленных камней"), выглядит странно – именно в контексте инцидента с японскими рыбаками, о котором мы писали в самом начале.
При этом уцелевший крейсер сразу начинает радировать о нападении, чего тоже быть не могло – но об электромагнитном импульсе, с которого начинается взрыв, Ефремов не знал тем более.