Считается, что через собственника на редакционную политику издания оказывает влияние ЦК КПК, но доказать это, разумеется, невозможно.
Происхождение статьи, однако, не китайское. Её автором является Дэниел Ковани — бывший американский военнослужащий, преподававший ранее стратегию в Турции, а сейчас занимающийся журналистикой.
Обозреватель констатирует, что «украинцы доказали миру, что при поддержке Запада они являются грозным противником, движимым надеждой на победу. Но в военном деле, как говорится, надежда не метод». Главная проблема состоит в том, что «у украинцев заканчиваются боеприпасы, а производственные мощности западных стран с трудом успевают».
Но главная проблема даже не в этом — Украина несёт огромные потери, и ситуация всё более ухудшается. Возникает вопрос: что будет после войны, независимо от того, чем она закончится. «Украина, вероятно, ожидает, что страны Запада оплатят счёт не только во время войны, но и за восстановление после того, как уляжется пыль. Однако западная помощь уже не удовлетворяет потребности Украины, а экономика её покровителей ухудшается».
По мнению Ковани, «реальное урегулирование на Украине выглядело бы примерно так: Украина объявляет себя нейтральным государством и демилитаризируется до необходимой степени, чтобы считаться действительно нейтральной и невоюющей. Россия покупает отторгнутую у Украины территорию за свои активы, замороженные западными странами».
Что решают таким образом страны?
Украина прекращает войну, получает гарантии стабильности (Ковани обращает внимание на то, что «инвесторы не захотят работать в стране лидеров, которые не могут... проглотить свою гордость, чтобы заключить мир») и, главное, получает необходимое финансирование для восстановления страны.
Интересы России: прекращение войны, получение территории, гарантии безопасности, отсутствие юридических претензий после урегулирования, ну и «в интересах России также было бы видеть Украину восстановленной и стабильной страной» (кажется, Россия вообще единственная страна, которая в этом заинтересована...).
Статья завешается исторической справкой: «В американской истории есть прецедент для этого. По договору, завершившему мексиканско-американскую войну 2 февраля 1848 года, Мексика уступила все претензии на территорию, которая сейчас принадлежит Соединённым Штатам, и США заплатили мексиканскому правительству 15 миллионов долларов США».
Ну и резюме: «Украинские лидеры должны проглотить свою гордость и заключить мир до того, как исчезнут последние остатки их рычагов воздействия, и они не будут иметь права голоса в окончательном исходе конфликта и его последствиях». Ковани, правда, в это не верит.
В самой по себе публикации ничего особенно новаторского нет, возможность сделки «мир в обмен на территории» обсуждается и на Западе, и в России. Говорят и о возможности покупки территорий за активы (кстати, арестованные российские активы на Западе найти так и не могут — кажется ответственные органы с самого начала предполагали возможность такой сделки и приняли меры...).
Нас в этой публикации заинтересовали два момента.
Во-первых, автор вспоминает о гарантиях безопасности России, которые предполагают нейтральный и демилитаризованный статус Украины, на что сейчас не готовы ни Украина, ни Запад.
Во-вторых, у нас, повторимся, нет оснований считать, что публикация South China Morning Post инспирирована властями Китая, но высказывания Ковани могут разумным дополнением к мирному плану, предложенному Си Цзиньпином (он не особенно конкретен), а само появление такой статьи выглядит как элемент международной медиакампании, инициатором которой является часть западных элит.