Вот-вот начнется украинское контрнаступление — его ждут. На протяжении 5 месяцев на запорожском фронте усиленными темпами возводилась глубокоэшелонированная линия обороны.
Справа и слева от дороги, которая отходит от трассы Ростов-на-Дону — Одесса, по всем правилам инженерного искусства уже подготовлены оборудованные траншеи, перед которыми в три ряда стоят «зубья дракона» — полуметровые железобетонные пирамидки, связанные между собой стальными цепями.
Их цель — остановить украинские танки в случае их появления в этом районе. То там, то здесь рядом с траншеями попадаются небольшие группки военных.
Военные в основном крепкие молодые люди под тридцать. Они неторопливы, спокойны, уверены в движениях. Через плечо — автоматы Калашникова.
Один из них, с позывным «Рапира», рассказывает о целях будущего украинского наступления.
— Вы что, думаете, ВСУ хотят прям взять штурмом Мелитополь и Бердянск и выйти к Азовскому морю? Им не это надо. У них две задачи. Первая — перерезать трассу Ростов-Одесса. Вторая — подойти настолько близко к морю, чтобы их "Хаймарсы" добивали до Крымского моста. Вот их задача».
Российским военным и дальнобойщикам, передвигающимся вдоль основной трассы в Запорожской области, очень рады на заправках и в придорожных магазинах и кафе.
Владельцы поясняют: цены взлетели. Можно получить хорошую прибыль. Все в один голос говорят, что торговля идет в разы лучше, чем при Украине. Российские военные и дальнобойщики — богатый клиент. Цены здесь московские.
Мало того, встречаются товары, цены на которые выше московских в 2–2,5 раза. Например, шариковые дезодоранты, которые в Москве стоят 200 рублей, тут продают за 500.
Подхожу к расставляющему товар продавцу.
— И что, берут?
— Улетают!
Перед въездом в Бердянск — блокпост с вежливыми, но въедливыми полицейскими. Они подробно расспрашивают, куда и зачем держите путь. Объясняем. Заезжаем в город. И сразу замечаем, что кроме спокойно передвигающихся по улицам российских военных ничего не говорит о войне.
Город перешел под контроль российской армии в прошлом году мирно — разрушений нет. В отличие от соседнего Мелитополя, где сейчас расположились органы власти Запорожья, в Бердянск «Хаймарсы» не прилетают — можно спать спокойно.
Террористическая активность в сравнении с тем же Мелитополем в городе значительно меньше. И то пришлась она в основном на прошлый год. Но были и громкие убийства. В сентябре украинский киллер застрелил супругов Бойко возле их гаража. Олег Бойко был замом главы военно-гражданской администрации Бердянска по вопросам ЖКХ, а Людмила Бойко — возглавляла городскую избирательную комиссию.
До этого в августе погиб при взрыве замначальника ГИБДД города Александр Колесников. В феврале этого года эти убийства были раскрыты. Действовала украинская бандгруппа, состоящая из жителей Бердянска.
«Сейчас вроде как безопасно. Но я 3–4 раза на дню, когда сажусь в свой автомобиль, все же заглядываю под капот — нет ли там бомбы. Серьезно. Общаюсь только со своими. Стараюсь лишний раз не светиться.
Не знаю, помните ли вы случай, который у нас произошел еще в начале СВО. Тогда какая-то украинская активистка из Бердянска на машине, поравнявшись с колонной российских военных, бросила в них коктейль Молотова. У нее даже волосы загорелись. Ее тогда арестовали.
И что вы думаете, где она сейчас? Через несколько месяцев после ареста она уже была на территории Украины. Ее как героиню "украинского сопротивления" в Бердянске вовсю показывали по телевидению, где она давала пространные интервью. Ее российские власти отпустили.
Вот такие ситуации напрягают. Если украинские активисты будут знать, что их и дальше будут отпускать, то они тут немало дел натворят. Их всех надо строго карать и наказывать», — говорит мне российский активист из Бердянска, который попросил называть его Феликсом.
Он в 2014 году был активным участником бердянского «Антимайдана». При Украине ему пришлось уйти в подполье, так как его активно разыскивали азовцы (члены запрещённой в РФ террористической организации. — Ред.).
Бердянск — компактный и уютный городок. В центре — выложенная красной плиткой площадь, где находится четырехэтажное здание Военно-гражданской администрации. По периметру стоят двух-трехэтажные здания еще сталинской постройки. Рядом с ВГА — пришедшая в упадок советская гостиница «Бердянск».
В центре площади стоит, как ни странно, выживший при Украине революционный памятник участникам первого городского совета — мускулистый рабочий с голым торсом, держащий над собой большой развивающийся лоскут ткани.
На одном из краев площади — установленный еще в 2010 году памятник новороссийскому генерал-губернатору первой половины XIX века графу Воронцову. Монумент тоже уцелел при Украине.
Весь город — в патриотических билбордах с надписями «"Единая Россия" помогает», «Мы одна страна, один народ. Правда за нами. В. В. Путин».
Магазины открыты, кафе и рестораны работают и полны посетителей. В центре города, перед одним из казенных учреждений, большая очередь из желающих получить российский паспорт. В городе два пешеходных арбата: один вдоль набережной, другой идет от набережной к главной площади. Улицы полны народу. Много молодежи.
Цены взлетели, поскольку российские военные и местные управленцы хорошо получают. К тому же товары получают из России, а это дополнительные затраты на логистику.
«К началу СВО в Бердянске проживало около 100 тысяч человек. После СВО выехало порядка 30 тысяч: кто на Украину, кто в Европу.
Но во время боев в Мариуполе в городе поселилось 30 тысяч мариупольцев и беженцев из других населенных пунктов Донбасса. Они заняли все турбазы и гостиницы. Когда они въезжали в город прошлым летом, на въезде создавали пробки в пять-десять километров. В результате город по количеству жителей приблизился к довоенным показателям.
Город русскоязычный. Украинского тут нет. Большинство либо пророссийски настроены, либо нейтральны. Есть часть, которых принято называть ждунами. Знаете, как определить ждуна? Он в разговоре с тобой, когда вы обсуждаете трудности, говорит: да, есть проблемы, но ты потерпи еще месяц, и все изменится.
Ждун искренне верит в украинское наступление. Он верит: что вот-вот в город вернутся "наши", еще месяц надо подождать, и всё будет по-прежнему.
Вообще, когда пришла российская армия, это был шок для города. Не потому, что Бердянск был против России. Нет.
Вот представьте себе: вы живете по определенному графику, вот тут у вас бизнес, вот тут у вас любовница, тут дети, тут поставщики, и вы понимаете, что все уже продумано, все на своих местах. А тут приходит российская армия — и все меняется, прежний уклад жизни остается в прошлом, и вы не понимаете, как строить бизнес, кто теперь будет вашей новой любовницей вместо прежней, уехавшей в Польшу.
В общем, 2022 год был годом перестройки всего и вся.
У меня есть друг, предприниматель, у него в Бердянске рестораны. Он мне жалуется: где я теперь буду брать виски для своих посетителей? А я ему: всё, этого виски у тебя больше не будет, но его не будет ни у кого в городе. Теперь приучай Бердянск к дагестанскому коньяку. Все равно люди хотят посидеть в уютном месте и выпить.
Будут пить дагестанский коньяк», — рассказывает Александр Николаевич, пророссийски настроенный предприниматель из семьи советских офицеров.
В Бердянске чувствуется возвращение ряда советских практик. Так, в военном музее города, расположенном рядом с набережной, появились портреты Сталина. Там же открылась комната-музей СВО, где можно увидеть российскую форму и солдатские сухпайки.
В Бердянском художественном музее им. Исаака Бродского (уроженец здешних мест, писавший Ленина при жизни) в двух залах демонстрируют живопись периода социалистического реализма. Главное место отведено полотнам и скульптуре с изображением Ленина и Сталина.
При Украине эти работы хранились в загашниках, а теперь выставлены на всеобщее обозрение.
В порт проехать нельзя. Но издалека видно, что он вряд ли сейчас принимает и отправляет грузы. Пляжи пока пусты — холодно. По ним прогуливаются местные жители с собаками. Молодежь, приехавшая на велосипедах, пьет привезенное с собой вино.
В общем, в городе тихо и мирно. Хотя многие ждут, чем закончится украинский «контрнаступ». Если он провалится, это в разы увеличит количество бердянцев, которые станут окончательно лояльны России.