Согласно сообщению пресс-службы Лукашенко, президенты двух стран обсудят "широкий спектр вопросов белорусско-российских отношений", включая вопросы импортозамещения, углубления кооперации, развития высокотехнологичных отраслей, а также международную обстановку и проблемы безопасности.
Напомним, последняя на данный момент встреча Путина и Лукашенко прошла в феврале, и тоже в Москве. А в прошлом году они встречались около десяти раз.
Обычно официальная повестка встреч двух президентов всегда выглядит более-менее одинаково. Официальные пресс-релизы содержат общие формулировки, похожие на ту, которая была выпущена в преддверии нынешних переговоров.
Однако сейчас ситуация в двухсторонних отношениях складывается так, что она действительно требует детального обсуждения на высшем уровне.
Напомним, недавно Путин и Лукашенко заявили о намерении разместить на белорусской территории российское ядерное оружие. По словам Путина, к 1 июню российская сторона завершит строительство хранилища для этого оружия.
Чуть позже Лукашенко подтвердил, что он "настоятельно активизировал" переговоры с российским лидером на данную тему, причём, по его словам, вслед за тактическим ЯО в Белоруссии может появится и стратегическое.
Это вызвало предсказуемую реакцию на Западе.
Глава дипломатической службы Евросоюза Жозеп Боррель заявил об очередной "угрозе европейской безопасности", а также о готовности ввести новые санкции в качестве реакции на "безответственную эскалацию".
В Германии происходящее охарактеризовали как "очередное ядерное запугивание". Со своей стороны, посол РФ в Белоруссии Борис Грызлов сообщил, что российские ядерные комплексы будут размещены на белорусской территории вблизи польской границы.
Глава МО РФ Сергей Шойгу, в свою очередь, рассказал о том, что белорусским вооружённым силам был передан "Искандер", способный использовать ядерные боеприпасы. Также, по словам Шойгу, такая возможность теперь имеют несколько самолётов белорусских ВВС.
Помимо этого, в двусторонних отношениях присутствует ещё ряд вопросов, оказывающих определяющее влияние на российско-белорусское взаимодействие.
Один из них закономерно касается вовлечённости Минска в СВО.
В частности, Лукашенко в рамках того же выступления, в ходе которого он сообщил о намерении разместить в Белоруссии ядерное оружие, очень много говорил о необходимости скорейших мирных переговоров.
Дмитрий Песков по этому поводу уже заявил, что в перспективе Путин и Лукашенко могут обсудить мирные инициативы последнего, однако никаких возможностей для переговоров с Украиной Россия сегодня не видит.
При этом по факту с самого начала СВО Минск оказывал Москве содействие в её проведении: под нужды российских ВКС были предоставлены белорусские аэродромы, с белорусской территории велось российское наступление на север Украины, с неё также взлетали российские крылатые ракеты.
Специалисты из Белоруссии активно помогали ремонтировать повреждённую российскую технику. Тем не менее, аудиторию до сих пор волнует вопрос, могут ли белорусские вооружённые силы принять полноценное участие в СВО на российской стороне.
Сейчас официально создаётся совместная группировка войск. Согласно заявлениям Лукашенко, она будет решать сугубо оборонительные задачи.
Действительно, белорусская армия не предназначена для проведения наступательных операций на чужой территории. Численность сухопутных войск Белоруссии не превышает 15 тыс человек.
Основу вооружённых сил до сих пор составляют солдаты-срочники, военная доктрина государства носит исключительно оборонительный характер. В случае нападения извне ставка делается на всеобщую мобилизацию и помощь России.
Можно лишь солидаризироваться с неоднократно высказанным мнением, согласно которому вступление ВС Белоруссии в вооружённый конфликт с Украиной принесло бы России скорее символическую, нежели реальную пользу.
Более интересным было бы дальнейшее углубление российско-белорусского взаимодействия по линии ВПК. И в ходе нынешней встречи оно наверняка будет обсуждаться.
В Белоруссии ещё с советских времён сохранились перспективные разработки в области создания комплексов закрытой связи, автоматизированных систем управления войсками, артиллерийских радаров и пр. Огромная часть российской боевой техники, включая ракетную, до сих пор передвигается на шасси, собираемых на Минском заводе колёсных тягачей.
Для ВС РФ также могли бы очень полезны дальнобойные белорусские РСЗО "Полонез". Да и в целом более широкий допуск предприятий белорусского ВПК к российскому госзаказу мог бы сыграть на пользу повышению обороноспособности РФ.
С военно-техническим сотрудничеством на сегодняшний день связана и проблема интеграционного взаимодействия двух стран в экономической сфере.
В частности, Белоруссия остро нуждается в модернизации своей микроэлектронной промышленности, однако в этом заинтересована и Россия. На встрече двух лидеров вполне может пойти речь о российских инвестициях как в эту, так и в другие отрасли.
Минск также заинтересован в максимальной открытости российского рынка как для продукции своего АПК, так и для изделий тяжёлой промышленности – лифтов, грузовиков, электробусов и пр.
Белоруссия, как и Россия, терпит санкционное давление, и выживать в одиночку для неё – нерешаемая задача. В целом в нынешней ситуации Минск находится на стороне Москвы, оказывая ей вполне ощутимую военную поддержку. Поэтому помощь, которую оказывает ему Россия, представляется вполне оправданной.
Текущее положение вещей само подталкивает две части Союзного государства к дальнейшему сближению.