Василий Колташов: России и Китаю нужно готовиться к сложному году, но в США будет хуже

Страны G7 вряд ли пересмотрят потолок цен на российскую нефть на этой неделе (до 26 марта), несмотря на первоначальные данные о том, что нефть продается значительно ниже текущего порога в 60 долларов. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на свои источники.
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Экономист, руководитель Центра политэкономических исследований института нового общества Василий Колташов в интервью изданию Украина.ру прокомментировал возможный обвал мировых цен на нефть и противодействие этому России и Китая.
— Василий, почему падают цены на топливо в Европе? Что влияет на это?
— В 2023 году, по всей видимости, страны, которые экспортируют углеводороды, и Россия в том числе, получат меньшую валютную выручку, чем в прошлом году. Причина заключается в снижении цен и уменьшении тонуса западных экономик. Там ситуация ухудшается и будет ухудшаться — по всей видимости банковским кризисом дело в США не ограничится. Мы увидим также другие черты кризиса — в торговле и отраслях услуг, где занято много людей.
Мы не можем точно знать, с какой интенсивностью будут развиваться события, из-за того, что сложно прогнозировать формы и масштабы регулятивного вмешательства. Но ясно, что тонус мировой торговли будет пониженный. И цены будут понижены. Причина — это, конечно, обрушение западных финансовых рынков и в целом уменьшение спроса [на топливо] на Западе: не только в Европейском союзе, но и в США. России же нужно готовиться к сложному году.
Василий Колташов: кто он
— Ранее в марте помощница министра финансов США Элизабет Розенберг заявила прессе, что страны G7 намерены провести пересмотр уровня потолка цен на российскую нефть. Позднее иностранные СМИ сообщили: Польша и Литва предлагают снизить его с 60 до 51,45 доллара за баррель. При этом страны G7, в частности США, намерены сохранить прежний уровень потолка. Возможен ли обвал цены на нефть, как это было в 80-е годы в СССР? На что рассчитывает Америка?
— Американские регуляторы, когда изначально переходили к политике повышения ставки Федеральной резервной системы США (ФРС) в условиях, когда это увеличение невозможно и его не вынесет американская экономика, знали, что эта стратегия во многом повторяет их собственную политику начала 80-х годов. То есть политику повышения ставки ФРС.
Тогда ставка была выше —15%. Это обрушило и американскую экономику, и в значительной мере — западную. И в конечном итоге цены на нефть тоже были снижены — не сразу, не в 81–82 годах. То есть эффект оказался долговременный, и Запад получил от нас ресурсы по более комфортным ценам, в том числе — Европейский союз.
Сейчас они тоже знают, что их действия разрушат собственные экономики, но при этом снизят цены на нефть — возможно от 50 до 40 долларов за баррель. Но, естественно, это временно.
Тогда, в 80-е годы, обрушение мировых товарных цен из-за кризиса на Западе привело к тому, что элиты большинства развивающихся стран пошли навстречу США. Они согласились на их концепцию перестройки мировой экономики. То есть был сформирован вашингтонский консенсус, появились новые правила игры постколониального мира, а со временем — еще и постсоветского.
Сейчас американцы рассчитывают получить то же самое. Проблема в том, что доля США в мировой экономике уменьшилась, а у других стран, наоборот, выросла. Эти государства убедились в крайней недружелюбности Штатов и увидели, что никого плана обеспечения роста американской экономики нет.
В 80-е годы существовал какой-никакой проект рейганомики [курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана]. Сейчас этого нет. Следовательно, тогда можно было надуть финансовые пузыри, потребительскую активность поддержать за счет кредитов — сейчас это сделать нереально. Сегодня, наоборот, обрушение американских банков связано с тем, что выработан механизм кредитного стимулирования экономики.
Поэтому, я думаю, США точно не получат этого нового соглашения с другими странами, по которому первые остаются ядром мировой системы, а вторые начинают работать по американским правилам. Нового вашингтонского консенсуса, нового издания, нового варианта не будет. Государства скорее начнут искать соглашения друг с другом или выстраивать самостоятельную экономическую политику, новые торговые и технологические цепочки в обход США, оставив им их собственный кризис. Так делают в сотрудничестве Китай, Россия и Иран. С Индией у нас подобные отношения, Саудовская Аравия по-своему тоже включается в процесс.
Однако невозможно изолировать такое деструктивное явление как финансовый спад в США и —даже с какого-то момента — более широкое экономическое разрушение. Это будет влиять на мировые товарные цены. Сейчас нужно приготовиться к тому, что эти цены снизятся и могут снижаться еще. Этот период необходимо пройти,
— Что нужно сделать, чтобы перезапустить мировую экономику?
— Нужно разрушить зону американского влияния, а страны, которые находятся в зоне влияния США включить в новую конструкцию. Она будет работать уже с ядром в виде новых экономических лидеров, прежде всего стран БРИКС.
Алексей Маслов: Путин и Си не будут создавать азиатскую НАТО, но усилят сотрудничество двух странО том, что обсуждают Владимир Путин и Си Цзиньпин, изданию Украина.ру рассказал востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Алексей Маслов
— Владимир Путин и Си Цзиньпин в рамках встречи в Москве обсуждают ряд вопросов, в том числе взаимодействие в области нефти и газа, о чем в интервью нашему изданию рассказал профессор Алексей Маслов. Как взаимодействие Пекина и Москвы в энергетических вопросах может улучшить экономическую ситуацию в этих странах?
Сейчас Китай будет поддерживать российскую экономику своим спросом, и, кстати говоря, зарабатывать, замещая продукцию из Европейского союза своими товарами. В то же время Пекин пытается тянуть вверх процессы мировой экономики. Это связано с окончанием очередного периода борьбы с пандемией: есть отложенный спрос и отложенная активность экономических структур.
Но рынки показывают, что ничего не получается. Рынок нефти даёт наглядную картину того, что деструктивные процессы на Западе, в первую очередь ситуация в банковской сфере США, оказываются сильнее.
— Почему?
— Потому что через какое-то время спрос на китайские товары на Западе будет уменьшаться. То есть Китаю тоже придется пройти сложный период. И ожидать, что республика легко с этим справится, не приходится. В КНР ситуация будет даже сложнее чем у нас, именно потому, что его никто не может подстраховать, никто не может ему заменить многомиллиардные западные рынки. Я думаю, что китайцы все это оценивают — понимают, что им нужно быть более радикальными во внешней политике.
Перед Китаем встаёт вопрос консолидации собственного общества для того, чтобы убрать внутренние противоречия, которые могут быть связаны с ухудшением ситуации в мировой торговле, возможно, даже с ущемлением китайского экспорта в целый ряд западных государств. В этой ситуации развитие торговых отношений с Россией, формирование новых торговых, технологических, финансовых цепочек и других самых разнообразных связующих механизмов важно для Китая. Он может быть своего рода дополнением вот этой мобилизации, которая пока ещё только зарождается, и по-настоящему проявится, как только тайваньский кризис перейдёт из нынешней тихой, по большей части дипломатической фазы в более сложную.
Под консолидацией китайского общества нужно понимать объединение народа Китайской Народной Республики для обеспечения безопасного развития, для защиты своих границ, для восстановления территориальной целостности республики в реальном виде, а не только в юридическом, правовом формате. В этом смысле китайское общество должно будет понять, что рост уровня потребления в ближайшее время будет затруднителен и что нужно постараться сейчас удержать занятые позиции, не потеряв что-то в экономике, но и не рассчитывая, что можно резко нарастить уровень жизни и тем самым резко улучшить ситуацию.
При этом Китаю нужно будет больше внимания уделять тому, почему такое положение возникло — что корнем всего является агрессивное поведение Соединённых Штатов и их отрицательное влияние на экономику не только КНР, но и всего мира.
Россия и Китай хотят мира Украине, а Запад готовит ей войнуОчень показательная разница в подходах к ситуации на Украине обнаружилась во время государственного визита в Россию председателя Китая Си Цзиньпина. Товарищ Си и президент России Владимир Путин, как уже было сообщено, поговорили о мире на Украине.
Рекомендуем