Представитель Белого дома Джон Кирби 17 марта заявил, что перемирие на Украине прямо сейчас будет означать закрепление территориальных приобретений России и станет нарушением Устава ООН. Вашингтон не считает, что перемирие приведёт к справедливому и продолжительному миру, который должен предусматривать интересы Украины.
Позже, в интервью Fox News, Кирби ещё раз указал на несвоевременность китайских мирных инициатив: «Если по итогам этой встречи (Путина и Си Цзиньпина. — Авт.) прозвучит какой-то призыв к прекращению огня, что ж, это будет неприемлемо, потому что ратифицирует завоевания России».
Такого же мнения придерживаются в Киеве — советник главы ОП Михаил Подоляк в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera заявил, что мирный план Китая формулирует слишком общие принципы. «Один из пунктов говорит о нерушимости суверенитета и территориальной целостности, а другой о необходимости немедленного прекращения огня, что означает именно передачу оккупированных территорий России: но это абсолютное противоречие».
Самое же интересное заявление, правда, без привязки к Китаю, сделал посол Польши во Франции Ян Росцишевский. Он сообщил зрителям телекомпании LCI, что «либо Украина успешно защитит свою независимость, либо мы будем вынуждены присоединиться к этому конфликту», потому что «в противном случае наши основные ценности, которые являются основой нашей цивилизации и нашей культуры, окажутся в фундаментальной опасности, поэтому у нас не будет выбора».
Фактически он поставил французов перед фактом намерения Польши при определённых условиях втянуть Францию в войну против России — ведь Франция связана с Польшей обязательствами в рамках НАТО.
Полякам пришлось дать задний ход — посольство сообщило: «Внимательное прослушивание всего выступления позволяет нам понять, что не было объявления о прямом участии Польши в конфликте, а только предупреждение о последствиях поражения Украины — возможности нападения России или втягивания в войну большего числа стран Центральной Европы — Прибалтики и Польши». Это, разумеется, ложь: пан посол говорил об угрозе «принципам», а не безопасности Польши.
Впрочем, независимо от того, исходить ли из мнения посла или посольства, Польша тоже против любых мирных планов.
Мы неоднократно писали, что США, в принципе, настроены сейчас на замораживание украинского конфликта и они даже готовы пожертвовать территориальной целостностью Украины (во всяком случае, в отношении Крыма). Связано это с конкретными геополитическими интересами Америки.
Для США сейчас на первые позиции выходит противостояние с Китаем. При этом Вашингтон не чувствует себя в силах контролировать два отдалённых театра военных действий. По крайней мере до тех пор, пока военная промышленность не вышла на мощности, позволяющие выполнять заказы США и союзников.
Что до Крыма, то, имея в виду предыдущий опыт, США полагают, что возвращение полуострова под контроль Украины фактически будет обозначать возвращение конфигурации XVII века, когда Крым де-факто контролировала Турция. А США не затем поддерживали в 2016 году мятеж гюленистов, чтобы так усилить позиции Эрдогана.
Однако это всё касается ситуации ближайшего будущего (скорее всего, до осени этого года). А вот именно сейчас, до начала лета, Вашингтон рассчитывает на успешное наступление ВСУ, которое улучшит переговорные позиции Украины и, главное, приведёт к внутриполитическому кризису в России. В контексте этих планов попытки мирного урегулирования действительно контрпродуктивны. Но США с видимой неохотой (а на самом деле — оказывая давление на Киев и Лондон), согласятся на переговоры, если ВСУ выйдут на линию разграничения по состоянию на 23 февраля прошлого года или хотя бы разорвут сухопутный мост в Крым.