О том, зачем Киеву понадобились финские составы и как Хельсинки ответят на это, изданию Украина.ру рассказал финский политолог и общественный деятель Йохан Бекман.
Финская железнодорожная государственная компания VR получила во вторник запрос от «Украинских железных дорог» на передачу четырех скоростных поездов Allegro, сообщает финское агентство STT.
— Йохан, сколько всего поездов Allegro находится в Финляндии?
— В Финляндии 4 скоростных поезда Allegro, каждый состоит из семи вагонов. Длина состава приблизительно 200 м. Allegro стоят почти год. [В конце марта 2022 года пассажирское железнодорожное сообщение между Хельсинки и Санкт-Петербургом было остановлено, парк Allegro был списан. По подсчетам финского государственного железнодорожного оператора VR Group (VR), этот процесс обошелся в 50 миллионов евро.]
— Для чего Украине нужны финские поезда?
— Во-первых, я думаю, что Киев сделал заявление и запрос на составы ради провокации. Для того, чтобы передать Allegro Украине в военных целях, финны должны конфисковать их, проще говоря, украсть у совладельцев.
Поезда Allegro — наполовину (50%) собственность ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). То есть это общее предприятие российских и финских транспортных железнодорожных систем. Кроме того, там требуется не только согласие собственников на передачу или продажу, но и одобрение инвесторов — в деле есть ещё третья инстанция.
Во-вторых, Киев говорит, что Allegro нужны для каких-то перевозок, депортации людей с каких-то территорий. Но они же могут сказать, что угодно. Хотя ширина рельсов на Украине такая же, как в Финляндии, в отличие от других европейских стран, поэтому такой транспорт может быть удобен для украинцев.
— Что происходит между Финляндией и Украиной? В чем особенность такого нарратива с подачи Киева?
— Наша премьер-министр Санна Марин только что была на Украине — посмотрите, что она сделала. Она посетила похороны какого-то нациста, которого вообще знать не знает, при том, что этот изувер предлагал убивать русских детей. Напомню, что глава правительства Финляндии не участвовала даже в погребении собственного отца. Получается, для неё какие-то неизвестные украинские нацисты важнее родного человека. Это характеризует ее более чем.
Кроме того, Санна Марин заявила, что готова передать ВСУ все наши 60 истребителей. Но Украина просит 4 поезда. Наша пресса пишет сейчас в провокационном тоне, дескать, Allegro простаивают без дела, никому не нужны — надо их отдать Киеву, но прежде, конечно, украсть у РЖД.
— Что еще пишут местные СМИ? Как сами финны реагируют на украинский запрос?
— Очень много пишут об этом — все знают, что есть такой вопрос. Сейчас уже начали копать более детально на тему правового статуса этих поездов. Есть такая компания «Карельские поезда», которая была основана РЖД и финской железнодорожной компанией VR. СМИ муссируют эту тему, спрашивают, когда Москва отдаст составы финнам и такое прочее.
— В прессе сообщают, что Украина передала официальный запрос на поезда делегации премьер-министра. Есть ли у вас предположения, как Финляндия ответит Украине?
— По моим данным, официального запроса от Украины якобы не было — Финляндия получила некую неофициальную бумажку. Но в любом случае вокруг этого запущена масштабная дискуссия: идут беседы, какие-то провокации и требования со стороны финских железных дорог.
Вы спрашиваете, как Хельсинки могут ответить. Премьер-министр готова отдать Украине 60 истребителей, наверное, можно добавить ещё на чай и 4 поезда Allegro.
— Поезда являются совместной собственностью Финляндии и России, при этом последняя вряд ли одобрит передачу Allegro Украине. При каких условиях тогда возможна передача?
— Украинцы предлагают, чтобы финны провели кампанию по конфискации имущества русских, как сейчас принято делать. Для этого нужно какое-то решение. Наверное, сейчас власти обсуждают, как это юридически сделать, как поиздеваться [над Россией]. Но нужно понимать, что русские могут в ответ тоже что-то забрать.
Я же, кстати, уже давно предлагаю, что надо конфисковаться в Санкт-Петербурге большое новое красивое здание генконсульства Финляндии. Я считаю, что российские власти могут конфисковать этот дом и создать там музей блокады Ленинграда и оккупации Карелии — рассказывать, как финны участвовали в осаждении города и республики. Москва может так ответить на действия Хельсинки, я думаю.