Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Накануне Евгений Пригожин заявил, что ВСУ готовят контрудар в районе Артемовска, чтобы попытаться рассечь группировку ЧВК "Вагнер".
- Алексей, в силах ли украинская армия провести такое наступление?
- У российской армии есть очень неприятный плацдарм в районе Северска, который нависает над артемовской группировкой. Здесь идет речь не о рассечении группировки, а попытке глубокого охвата штурмовых частей, которые обеспечивают продвижение в Бахмуте.
Сам Бахмут все больше и больше напоминает Ленинград, пусть и без физического окружения по земле.
Две дороги, одна из которых проселочная без твердого покрытия, оказались под плотным огнем не только артиллерии и минометов, а и стрелкового оружия, потому что расстояние российских частей, даже по сведениям украинской стороны, до этих дорог составляет около 700 метров.
Середина украинских позиций, которая все еще цепляется за Бахмут, слаба, потому большое количество вражеских соединений лишены подвоза боеприпасов, вывоза раненых и находятся не в лучшем состоянии.
А на северном фланге наступающей группировки добровольцев есть слабость, потому что фронт вытянулся с обеих сторон Бахмута и охватывает этот город.
Сегодняшнее сообщение Пригожина о том, что взят населенный пункт Зализнянское, показывает, что эта опасность осознается и зона контроля расширяется не только внутри Бахмута, но и по внешнему кольцу охвата.
Зализнянское расположено по направлению к Славянску, поэтому создается угроза северской группировке ВСУ, которая тоже может повиснуть на одной-двух дорогах, простреливаемых нашей артиллерией и утратить возможность нанесения деблокирующего удара, призванного облегчить положение гарнизона в Артемовске.
- А перспективы у наступления ВСУ на этом участке есть?
- Перспективы есть, потому что мы до сих пор не увидели на линии боевого соприкосновения какой-либо западной техники. Речь идет и о танках "Челленджер", "Леопард", БТР "Страйкер", БМП "Брэдли" и о массе другого вооружения, которое передавалось Украине с начала года.
Вся эта материальная часть находится где-то в тылу. По официальной версии, все это накоплено для весеннего наступления, для которого уже назвали дату. Якобы, как высказался Подоляк, 10 мая.
Но на войне никто никогда не говорит правду, поэтому рассчитывать на то, что это будет объявленный удар на Мелитополь и Бердянск - наивно. Эта техника действительно может быть использована против наступающих российских войск в Донбассе, где наиболее горячей точкой является Бахмут-Артемовск.
- Минобороны России 14 марта сообщило, что российские самолеты перехватили над Черным морем американский БПЛА MQ-9 Reaper. Обострит ли это еще больше отношения между Москвой и Вашингтоном?
- Невозможно обострить то, что уже и так обострено до предела.
Американские беспилотники давным-давно использовались не только в интересах США, но и других враждебных нам стран, а после начала СВО стали на службу Украине.
Все разведданные мутным потоком лились в Генштаб ВСУ, Главное управление разведки Украины. Напомню, что американские беспилотники были в акватории Черного моря в момент попадания ракет в крейсер "Москва". Они обеспечивали удары морских беспилотников по Севастопольской бухте, находились рядом с Крымским мостом в момент теракта.
То есть неслучайных совпадений за время спецоперации был не один десяток.
Теперь американские разведслужбы будут дважды думать, приближаясь к нашим территориальным водам, на каком безопасном удалении от них следует находиться. Тот же MQ-9 Reaper является и ударным беспилотником.
В наше распоряжение попали обломки этого летательного аппарата, что позволяет России и ее союзникам, Китаю и Ирану, осуществить реверс-инжиниринг, то есть разбор этого беспилотника для выяснения, какие технологии там используются, для построения своих беспилотных систем, которые не будут уступать американским аналогам.
- Одна из главных новостей последних дней – продление зерновой сделки при том, что ранее ее условия выполнялись только Россией. Почему Москва согласилась продлить это соглашение?
- Наша дипломатия не хочет закрывать возможность для полного выполнения зерновой сделки. Основным покупателем украинского зерна в минувшем году, если не брать Евросоюз как одну страну, выступил Китай.
Объясню, почему важен фактор Китая. Украина фактически украла 5 млрд долларов китайских денег. Это строительство так называемого гиперлупа, который никто так и не построил. Это было еще во времена премьерства Яценюка.
Было еще несколько проектов, в которых китайские деньги были украдены, причем на уровне государства Украина.
С тех пор Украина почти по себестоимости поставляет Китаю огромные объемы кукурузы. Поэтому мне кажется, что в зерновой сделке есть определенные обязательства перед нашими союзниками.
Надо понимать, что на Украине уже в этом году будет глубочайший кризис с посевной, потому что у сельхозпредприятий нет возможности покупать пестициды, минеральные удобрения, семенной материал. Поэтому объему украинского экспорта упадут по объективным причинам: в стране не будет выращен такой же урожай зерна, как в 2022 году на посевах 2021 года.
- Вы упомянули Китай, а Сергей Шойгу на днях заявил, что военное сотрудничество Москвы и Пекина вышло на качественно иной уровень, а ВМС Китая, России и Ирана планируют совместные учения в Оманском заливе. Может ли быть сформирован военно-политический союз этих стран по образцу Варшавского договора в противовес НАТО?
- Я бы не ожидал быстрого формального объявления о таком союзе. Это сейчас не в интересах России, Ирана и Китая. Чем сейчас громко объявлять о таком союзе, лучше развивать многосторонние связи пока в неофициальном ключе.
Сейчас американская сторона, пытаясь сохранить свою гегемонию, о которой она так печется, делает большое количество ошибок. Они ведут откровенно агрессивную политику. Поэтому создание такого блока, громоотвода для американцев было бы, скорее, услугой для США.
Китай и Иран помогают нам обходить разветвленные западные санкции, а мы помогаем Ирану. В ближайшее время США начнут давить на Китай, и возникнет потребность в нашей помощи Пекину, которая будет в значительной степени сырьевой. Но Китаю необходима именно устойчивость по основным энергоносителям.
У нас есть неагрессивные блоки, которые не провозглашают военных целей – ШОС и БРИКС. Роль России и Китая в них является основополагающей.