Ракета взорвалась еще в воздухе в центре города — над улицей Университетской, в результате чего погибли люди. Сама же «болванка» от ракеты упала в полукилометре от взрыва — рядом с памятником Шевченко и Донецкой ОГА.
Очевидцы этих трагических событий, которые могли бы сами погибнуть или быть раненными в тот злополучный день, рассказали Украина.ру, чему стали свидетелями, и как сами чисто случайно не погибли.
Советник главы ДНР Ростислав Антонов шел в тот момент на встречу, которая должна была произойти в районе Донецкой ОГА на пересечении улицы Артема и бул. Шевченко.
«Напомню, что тогда по разного рода пабликам разгонялась информация с призывами к матерям и женам донецких мобилизованных собраться рядом с Донецкой ОГА, чтобы выступить против мобилизации. Понятно, кто ее разгонял — украинские спецслужбы. Естественно, никто на митинг не пришел.
Я уже подходил на встречу, как вдруг раздался сильный взрыв, а рядом с памятником Шевченко упала болванка Точки-У. Никаких военных или военных объектов в том месте не было: там была девушка, которая ждала своего парня, стояла сгоревшая «Газель» с овощами. Стекла в зданиях вылетели.
Взрывом убило 22 человека. Естественно, те, кто выжил, оплакивали своих погибших, но никакой паники не было. Дончане за 8 лет привыкли к обстрелам. Помню, как девушки, работницы бутиков, спокойно выметали из помещения осколки. Через какое-то время магазины снова стали работать. Я тогда подумал: дончане — это стальные русские. Ничто их не могло напугать...», — вспоминает Антонов.
Профессор русской филологии Донецкого университета, поэт и бард Вячеслав Теркулов также чисто случайно не пострадал, потому что, покидая главную библиотеку города, имени Крупской, в последнюю минуту решил попить кофе.
На своей страничке в Facebook* он так вспоминал тот трагический день:
«Я жив. Я был возле взрыва. Собирался домой, уже выходил, но решил зайти в библиотеку, в главный корпус. И через 10 минут грохнуло. Если бы в библиотеку не зашёл, был бы там. Отсюда вывод: любите книгу — источник знаний. Только вот в любимое кафе попали (осколки от Точки-У. — Прим.). Я там был минут за 40 до атаки. Там девчонка. Молодая и красивая, бариста. Волновалась, что ее парень в войсках. Меня не пропустили после взрыва туда».
Украина.ру тогда разыскала эту девушку-баристу. С ней ничего не случилось только потому, что она покинула свое кафе по личному делу буквально за полминуты до взрыва.
В сообщении Теркулова речь шла о донецком кафе «ФилинGood», находящемся по адресу ул. Университетская, 28 (на пересечении с Театральным проспектом).
Девочку-бариста звали Яна Сафина. Ей тогда был 21 год. Вот что она рассказала Украина.ру:
«Я была в этот день на работе, но меня уберег бог, так как я отошла в соседнее помещение — в "Документ-центр".
Я услышала первый хлопок. Свиста не было. Просто четко услышала бабах, грохот, гул. Вышла посмотреть. Потом было еще три прилета. Такие же бабахи без свиста. Прошло минут пять. Мы отсиделись в бомбоубежище.
Выхожу снова на улицу посмотреть. Смотрю, возле магазина горит машина. Рядом с нашим кафе банк. Это Университетская, 30. Там лежат трупы. По-моему, я увидела 10–12 мертвых людей. Это люди либо снимали, либо меняли деньги, платили за квартиру и интернет.
Выхожу снова на улицу посмотреть. Смотрю, возле магазина горит машина. Рядом с нашим кафе банк. Это Университетская, 30. Там лежат трупы. По-моему, я увидела 10–12 мертвых людей. Это люди либо снимали, либо меняли деньги, платили за квартиру и интернет.
Через три минуты приехали пожарные, скорая, МЧС, служба спасения.
В заведениях по соседству, кроме банка, тоже никто вроде не погиб. Там мужчины до мобилизации работали. Сейчас их там нет.
Я зашла в свое кафе, где работаю одна. Стекол в окне нет. Слава богу, оборудование осталось целым и невредимым. Единственное, пострадал фасад и витрина.
Посмотрев камеры видеонаблюдения, я поняла: если бы осталась, то у меня бы снесло голову. Я бы погибла. Мое рабочее место — за барной стойкой возле стеклянной витрины...».
Прошел год с начала СВО, а Донецк, как обстреливался ВСУ, так и продолжает обстреливаться. Мирные граждане продолжают гибнуть. Смерть не обходит никого. Если в начале операции обстрелам подвергались только фронтовые районы Донецка — Петровский, Киевский, Кировский, то после того, как в начале лета 2022 года Украина получила от Запада дальнобойную крупнокалиберную артиллерию и РСЗО типа «Цезаря», М-777 и «Хаймарс», обстрелам стали подвергаться все районы города.
То, что 14 марта 2022 года обстрел и гибель людей в самом центре Донецка казалось трагическим исключением, теперь давно стало нормой.
Единственной возможностью прекратить обстрелы столицы ДНР — это отодвинуть фронт как можно дальше от города. Над этой задачей работает российская армия.
* Компания Meta — владелец Facebook и Instagram — признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена.